Вы здесь

Случаи утопления при проведении водолазных работ

Publication in electronic media: 01.01.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/619
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Е. В. Будникова, Н. В. Хлуднева, В. И. Чикун, В. И. Лысый, А. Ю. Карачев

Кафедра судебной медицины НПО ГОУ ВПО "КрасГМА Росздрава", Лесосибирское межрайонное отделение КГУЗ "ККБСМЭ", г. Лесосибирск

Смерть людей от утопления в зависимости от географии региона и времени года составляет до 20% всей насильственной смерти. В г. Лесосибирске и окружающих его Пировском и Казачинском районах за 2004 год смерть в результате утопления составила -11 случаев (1,8%), за 2005 - 12 случаев (1,8%), за 2006 год - 6 случаев (1%). Как правило погибали мужчины трудоспособного возраста, и смерть носила случайный характер (рыбаки, отдыхающие). В мире утопление уносит до 300 тысяч человек ежегодно. При этом гибнут преимущественно мужчины в активном, трудовом возрасте. Поэтому проблема утопления давно приобрела выраженный социальный характер, так как наносит существенный ущерб производительным силам общества. Подавляющее большинство утоплений - это несчастные случаи во время купаний, занятий водным спортом или при случайном попадании человека в воду. Поэтому наибольшее количество людей гибнет поздней весной, летом и ранней осенью. Известны случаи самоубийства путем утопления, возможна внезапная смерть в воде в результате имевшегося у покой ноо заболевания или тяжелой травмы, возникшей в воде. Встречается утопление и как способ убийства. В этих случаях речь идет о том, что здорового человека сталкивают в воду (например с моста, из лодки) или преступник приводит его в беспомощное состояние ( отравление, опьянении, травма). А потом сбрасывает в воду. Водоемы используют как место сокрытии труппка или его частей при этом следует помнить о возможности всплытия трупа из бывших захоронений в земле в случае образования новых ручьев и водохранилищ на территории бывших могил.

Существуют три рода условий в конечном итоге определяющих возможность гибели людей в различных водоемах или способствующих утоплению и смерти в воде.

К условиям первого рода отнесены различные проявления нарушений жизнедеятельности организма, зависящие от его общего состояния ко времени попадания в воду или во время нахождения в воде. Это, прежде всего, такие заболевания или патологические состояния, которые могут вызвать рвоту, обморок, сильную боль, судороги, затемнение сознания, с потерей координации движений и ориентировки в пространстве. Это может наблюдаться при хронических сердечно сосудистых заболеваниях, опухолевых процессах, острых инфекциях и тд. В эту группу включены молодые крепкие субъекты (в том числе спортсмены), погибающие в воде после физического переутомления, перегрева, при особой чувствительности организма к изменению температуры внешней среды. Значительную долю в первой группе составляют интоксикации в первую очередь алкогольное опьянение, которое в большинстве случаев встречается не только у погибших взрослых, но и некоторых детей дошкольного возраста.

К условиям второго рода отнесены «опасные ситуации». В таких случаях речь идет о попадании человека, неумеющего плавать, в глубокие места, водовороты, штормовые волны, затопляемые помещения, тонущие корабли. Опасные ситуации могут сами по себе выступать в качестве причины несчастного случая. Они создают состояние беззащитности, но не обязательно предопределяют смерть от утопления.

Третий род условий определяется качеством воды, в которой погибает человек. Они не зависят ни от состояния организма, ни от характеристик ситуации происшествия. Но в каждом конкретном случае влияют на темп умирания и другие особенности механизма смерти. Кроме того, они могут способствовать более резкому проявлению условий первого и второго рода , усугубляя тяжесть состояния организма, находящегося в опасной для жизни обстановке.

В нашей практике имел случай гибели водолаза при проведении водолазных работ, который включил в себя практически все указанные выше условия.

В 2007 году при попытке подъема со дна реки Енисей затонувшего трелевочника, погиб водолаз 1971 г.р., имевший большой опыт работы на различных глубинах и разных водоемах. Работы производились на глубине не более 8 метров. При осмотре тела на берегу установлено, что на трупе надет гидрокомбинезон сухого типа, зеленого цвета, на ногах боты водолазные ВС-1, застежки застегнуты, имелся шлее м -маска, замок которого застегнут, на маске и шлеме каких либо повреждений не имелось, не имелось и каких либо повреждений гидрокомбинезона, в том числе под клапаном гидрокомбинезона герметично за-жгутован аппендикс двумя резиновыми шнурами, однако была отсоединена от соединительной гайки коробка дыхательного аппарата, следует отметить что осмотр производился совместно с водолазным специалистом.

При ощупывании верхних и нижних конечностей под гидрокомбинезоном определялось наличие жидкости. При этом на внутренней поверхности стекла маски имелись капли красноватой жидкости. Для дальнейшего осмотра тело водолаза было извлечено через аппендикс при этом на нем было надето водолазное белье которое было влажным на ощупь, кроме того, в самом гидрокомбинезоне находилась вода. Кожные покровы в области лица также были влажными, фиолетового цвета изо рта выделялась мелкопузырчатая пена, в соединительнотканной оболочке век мелкоточечные кровоизлияния, трупное окоченение хорошо выражено во всех группах исследуемых мышц. Трупные пятна фиолетовые интенсивные при надавливании бледнели и восстанавливали свой цвет через 1 мин 45 сек. При осмотре тела каких либо повреждений не обнаружено. Поверхностный слой кожи в области кистей рук и в области стоп разрыхлен серо-белого цвета.

Далее водолазным инспектором и следователем был осмотрен дыхательный аппарат, ремни крепления и прочие части которого были в исправном состоянии, запас воздуха достаточный. При этом температура воды составляла 8 градусов по Цельсию. Для дальнейшего исследования тело было доставлено в Лесосибирское отделение. При исследовании в пазухе основной кости обнаружена жидкость, в дыхательных путях обнаружена мелкопузырчатая розовая пена, резкое вздутие легких, под плеврой расплывчатые красноватые кровоизлияния, с поверхности разрезов легких стекало большое количество розоватой пенистой жидкости, жидкое состояние крови в полостях сердца и крупных сосудах, в желудке содержимого не было. На задней поверхности левой почки под капсулой на уровне коркового слоя опухолевидное образование диаметром около 2,5 см. на разрезе серо-желтое. В области тела и хвоста поджелудочной железы ткань ее темно вишневого цвета с неразличимым дольчатым строением. В брюшной полости до 200мл розоватой жидкости.

При судебно гистологическом исследовании в поджелудочной железе очаговые и инфильтрирующие стромальные кровоизлияния, геморрагическое пропитывание стромы, отек стромы, краевое стояние лейкоцитов и лейкоста-зы в отдельных венах которое расценивается как геморрагический панкреатит, В легком очаги альвеолярного отека, эмфиземы, мелкие диапедезные альвеолярные кровоизлияния в субплевральных отделах, неравномерное кровенаполнение сосудов микроциркуляторного русла, наличие небольшого количества эритроцитов в просвете крупного бронха, острые гемодинамические и реологические расстройства в головном мозге в виде гиперемии, дилатащш вен и венул, диапедезных пери-вазальных кровоизлияний, стазов и агрегации эритроцитов в сосудах микроциркуляторного русла. Ангиодистония, очаговый стромальнй отек в миокарде, эритростаз в прямых сосудах мозгового слоя почки, зернистая дистрофия нефроэпителия. Светлоклеточная аденома почки. Острое полнокровие сосудов печени, почки, спинного мозга. При судебно- химическом исследовании этилового спирта в крови и моче не обнаружено, в желчи, моче, крови не обнаружено морфина, производных барбитуровой кислоты, производных 1,4 бенздиазепика.

При медико-криминалистическом исследовании в минерализате почки и легкого обнаружены створки диатомового планктона. Таким образом непосредственной причиной смерти явилось утопление в воде. Однако трагедия случилась на фоне развивающего у пострадавшего заболевания в виде геморрагического панкреатита - воспалительно-некротического поражения поджелудочной железы. Клинически заболевание начинается с выраженных болей в области живота, опоясывающего характера. Тошноты икоты, рвоты, не исключается расстройство сознания. Обусловленное глубоким нарушением функции поджелудочной железы. При остром геморрагическом панкреатите возможно развитие панкреатической комы. Геморрагический панкреонекроз имеет быстро прогрессирующее течение и сопровождается образованием геморрагического выпота. Вследствие некробиоза поджелудочной железы возникают нарушения микроциркуляции, ведущие к тяжелым расстройствам центральной и периферической гемодинамики. Которые могут привести к панкреатическому шоку. Существенную роль в данном случае могли сыграть психоневрологические нарушения - беспокойство, возбуждение эйфория, замедленность реакций. Возможно, в этот момент и произошла разгерметизация гидрокомбинезона, приведшая к попаданию воды и утоплению водолаза.

Из материалов проверки известно, что потерпевший незадолго до погружения чувствовал недомогание, однако продолжал работы и осуществлял погружения уже в болезненном состоянии.

Таким образом, в данном случае комбинация различных условий предопределила жизнь молодого человека, профессионала и привела к трагедии.

Список литературы

  1. Гольд, З.Г. Словарь терминов и понятий по водным экосистемам: Учеб.-метод, пособие / З.Г. Гольд, ИМ. Морозова. — Красноярск, 2004. — 94 с.
  2. Диагностика смерти от утопления: Учеб.-метод, пособие /А.А. Карачева,. В.И. Чикун, А.Ю. Карачев, В.И. Лысый. — Красноярск, 2003. — 29 с.
  3. Исаев, Ю.С. К вопросу об установлении отдельных обстоятельств происшествия при обнаружении трупа в водоеме /Ю.С. Исаев, П.А. Кокорин // Сиб. юр. вестник. — 1999. — Ml. —С. 15-17.
  4. Карачева, А.А. Медико-криминалистический аспект планктоноскопического метода исследования минерализатов органов трупа, извлечённого из водоёма / А.А. Карачева, В.И. Чикун, В.И.Лысый и др. //Акт. вопросы судебной медицины и экспертной практики: Сб. науч. тр. — Новосибирск, 2003. —Вып. 8.—С. 247-250.