Вы здесь

Случай определения концентрации гликогена в гнилостно-измененном биоматериале

Publication in electronic media: 01.01.2012 under http://journal.forens-lit.ru/node/620
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

Е. В. Кудряченко, М. А. Казымов

Алтайское бюро судебно-медицинской экспертизы. Начальник бюро - В.А. Башмаков, г. Барнаул

Гликоген - это полисахарид, являющийся быстро мобилизуемым энергетическим резервом, основной формой запаса глюкозы в организме человека. Гликоген печени служит основным источником глюкозы для всего организма; главная функция гликогена мышц - снабжение их энергией. Глюкоза является субстратом сложного энергообразующего ферментативного процесса - гликолиза, биологическое значение которого заключается в образовании фосфорных соединений, при расщеплении которых выделяется энергия, необходимая для обеспечения процессов жизнедеятельности в условиях недостаточности кислорода (такие условия создаются, например, в энергично работающей мышце). Под влиянием обратимых реакций синтеза и распада гликогена регулируется количество глюкозы в соответствии с потребностями организма. Уровень гликогена зависит от гормональных факторов: АКТГ, глюкокортикоиды и инсулин повышают содержание гликогена в тканях, а адреналин, глюкагон, соматотропный гормон и тироксин понижают.

Определение концентрации гликогена в тканях трупа остается наиболее востребованным из биохимических методов в практической деятельности судебно-медицинского эксперта, в основном, для диагностики смерти от общего переохлаждения организма. Значение имеет оценка одновременного определения концентрации гликогена в трёх видах ткани - печени, миокарде и скелетной мышце.

23 апреля 2007 г. в морге г. Барнаула было произведено судебно-медицинское исследование трупа (№ 877) новорожденного ребенка женского пола. Из направления следователя: « Труп новорожденного младенца обнаружен в районе гаражей по ул. Силикатная, 24 с признаками насильственной смерти. В области живота с захватом нижней правой части грудной клетки обширный дефект тканей туловища. Таз (область таза) отсутствует, сохранена левая нога, которая прикрепляется к туловищу по способу кожного лоскута. Вследствие загрязнения трупа других телесных повреждений обнаружить не представляется возможным ». При наружном и внутреннем исследовании выявлены следующие особенности: грязно-зеленый цвет кожных покровов, отслойка эпидермиса, скопление гнилостных газов в мягких тканях, органах и полостях, гнилостная кровянистая жидкость в плевральных и брюшных полостях; мягкие ткани грязно-красного цвета, равномерного прокрашивания, хрустящие под пальцами; сердце размерами 4x3x2 см, массой 20 гр., левый желудочек контурировался слабо, на ощупь сердце дряблое, хрустящее под пальцами, распластывающееся на секционном столе, в полостях сердца следы гнилостно-измененной крови; фрагменты печени представляли собой бесструктурные массы размерами 3,5 х 2,5 х 1,5 х 1 см, массой 20 гр., ткань печени на разрезе грязно-коричневого цвета, дряблая, бесструктурная, расползающаяся под воздействием секционного ножа.

Для исключения смерти от общего переохлаждения организма, несмотря на выраженные гнилостные изменения, фрагменты тканей печени, миокарда и скелетной мышцы были направлены в химическое отделение с целью определения в них концентрации гликогена. Фрагменты тканей также направлены на гистологическое исследование.

Исследование суммарной концентрации гликогена и глюкозы в гнилостно измененных фрагментах тканей новорожденного проводилось по методу Kemp-Kitzes van Heijnigen, из всех известных представляющий наибольший интерес в силу простоты и экономичности. Метод основан на цветной реакции образования 5-гидроксиметилфурфурола при взаимодействии глюкозы с 96% серной кислотой с предшествующим осаждением белков растворами трихлоруксусной кислоты и сульфата серебра. Итоговые расчеты производились не по калибровочной кривой, а с использованием коэффициента факторизации. Были получены следующие результаты: гликоген в ткани печени - 9955 мг%, миокарда - 960 мг%, скелетной мышцы - 3966 мг%. Таким образом, несмотря на выраженные гнилостные изменения тканей, было произведено количественное определение гликогена.

Полученные результаты явились дополнительными данными, исключающими причину смерти новорожденного от общего переохлаждения организма. Результаты гистологического исследования: выраженный аутолиз тканей.

Особенностью углеводного обмена плода в антенатальном периоде является то, что концентрация гликогена в тканях в несколько раз превышает «нормальные» показатели. Применяемые в судебно-медицинской практике нормы содержания суммарного гликогена и глюкозы в тканях трупа, установленые Т.В. Уткиной, Ю.Б. Го-рощеня, А.Ф. Кинле, выведены с использованием метода Kemp-Kitzes van Heijnigen. Но в литературных источниках практически отсутствует какая-либо информация о концентрации гликогена в тканях плода и новорожденного, поэтому «нормальные» показатели можно считать ориентировочными.

Согласно литературным данным, в течение первых суток постнатального периода происходит резкое снижение концентрации гликогена во всех органах и тканях; наблюдается истощение гликогенового депо вплоть до его исчезновения, с последующим постепенным восстановлением. Это может быть связано с изменением типа питания с трансплацентарного на пероральное, либо началом участия скелетных мышц в процессах самостоятельной терморегуляции организма.

Как показывают практические наблюдения, концентрация гликогена в тканях новорожденных, обнаруженных при подобных обстоятельствах, имеет широкий диапазон колебаний, а именно, в ткани печени составляет от 950 до 16630 мг%, в миокарде от 960 до 4000 мг%, в скелетной мышце от 3960 до 5000 мг%. Причем исследованию концентрации гликогена подлежали лишь единичные случаи смерти новорожденных, так как, согласно методическим письмам Бюро главной судебно - медицинской экспертизы рекомендовано изымать материал не позднее 24-36 часов после наступления смерти.

По данным современной литературы распад гликогена in vivo протекает интенсивно в течение нескольких часов после наступления смерти. Учитывая это, можно предположить, что истинная концентрация гликогена, в выше описанном случае, в момент смерти была значительно выше, чем при заборе материала во время вскрытия.

Выводы

  1. Выраженное гнилостное изменение тканей новорожденных не приводит к полному разрушению гликогена in vivo, возможно из-за высокой прижизненной его концентрации.
  2. Возможно исследование фрагментов тканей от трупов новорожденных в отдаленные сроки после наступления смерти, что позволит исключить смерть от общего переохлаждения организма, либо подтвердить факт смерти новорожденного в короткий промежуток времени после рождения, либо гибель плода в антенатальном периоде.

    Список литературы

  3. Тодоров, И. Клинические лабораторные исследования в педиатрии /И. Тодоров. София: Изд-во: Медицина и физкультура. 1968.
  4. Барышевский, А. Ш. Биохимия для врача. /А. Ш. Барышевский, О. А. Терсенов. - Екатеринбург: Изд-во: Уральский рабочий, 1994.
  5. Уткина, Т. М. Определение гликогена в миокарде, печени, скелетной мышце: Информационное
    письмо / Т. М. Уткина, Ю. Б. Горощеня. 1988.