А.Б. Шадымов, С.А. Фоминых, О.Б. Литвиненко, Е.Р. Польковский
г. Барнаул
Столкновение транспортных средств – наиболее распространенный вид дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Общеизвестны 3 варианта столкновения автомобилей: фронтальное, боковое и заднее, а также их сочетание (например, при опрокидывании и падении автомобиля с высоты). Основным механизмом образования повреждений у водителя и пассажира в таких случаях является удар о внутренние части салона автомобиля и общее сотрясение тела. Поэтому в подавляющем большинстве случаев смерть наступает в результате тяжелых травм.
В нашей практике встретился случай смерти от компрессионной асфиксии в условиях необычного ДТП – «вертикального столкновения» транспортных средств.
23.05.05г. в Новоалтайское отделение Алтайского краевого бюро судебно-медицинской экспертизы был доставлен труп гр-на Б., 1973г.р. Из постановления следователя известно, что пострадавший скончался на месте ДТП, в результате столкновения двух транспортных средств в поле.
При экспертизе трупа установлено: трупные пятна красно-синюшные, интенсивные (резко насыщенные). Кожный покров лица одутловат, с выраженным синюшным оттенком и множественными мелкоточечными кровоизлияниями в кожу, конъюнктиву век и слизистую оболочку губ и щек. Глазные яблоки умеренно выстоят из глазниц… При наружном исследовании выявлены кровоподтеки на задней поверхности грудной клетки: /1/ на уровне I-II-го ребер, между правой и левой лопаточными линиями, /1/ на уровне IV-X-го правых ребер по лопаточной линии и /1/ на уровне I-IX-го левых ребер между околопозвоночной и лопаточной линиями, а также множественные ссадины на голове и конечностях… При внутреннем исследовании обнаружены полные поперечные переломы ребер с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани: разгибательные – V-VII, IX, X-го правых по лопаточной линии и IV-IX-го левых ребер по околопозвоночной линии; сгибательные – III-VI-го левых ребер по передней подмышечной линии. Кроме этого, как под легочной плеврой междолевой и диафрагмальной поверхностей обоих легких, так и под наружной оболочкой сердца выявлено большое количество мелкоточечных (диаметром до 0,2см) темно-красных возвышающихся кровоизлияний с четкими границами. По переднему и нижнему краю обоих легких установлено отслоение легочной плевры с формированием полостей, заполненных воздухом, а с поверхностей разрезов – стекание большого количества ярко-красно-розовой жидкой крови и пенистой жидкости. Помимо этого, отмечалось переполнение правых отделов сердца темно-красной жидкой кровью, малокровие селезенки на фоне полнокровия остальных внутренних органов и жидкое состояние крови… Судебно-гистологическое исследование подтвердило эмфизему легких.
Обнаруженные при экспертизе признаки Оливье-Данжера, Лакассаня и Сабинского, а также экзофтальм, буллезная эмфизема и пятна Тардье, в совокупности с выявленными повреждениями, позволили установить причину смерти – компрессионная механическая асфиксия от сдавления органов грудной клетки твердыми тупыми объектами. Такая причина смерти в данном случае могла развиться в результате сильной деформации кузова автомобиля.
Учитывая отсутствие каких-либо данных об опрокидывании и падении автомобиля с высоты, были запрошены материалы уголовного дела.
Из представленных обстоятельств ДТП следовало, что 23.05.05г., около 15-00 часов на холмистом участке узкой проселочной дороги произошло столкновение двух транспортных средств. При осмотре места происшествия следственно-оперативной группой обнаружен искореженный (деформация кузова в верхне-нижнем направлении) легковой автомобиль «Москвич-412», на крыше которого находился танк «Т-80Б».
«Т-80Б» – это модернизированный вариант танка «Т-80», массой 42,5 тонны, длиной (без пушки) 6982 см, шириной 3585 см, со сварным корпусом и литой башней. Этот танк был списан с вооружения и использовался в лесном хозяйстве для валки горелых деревьев с помощью устройства для самоокапывания.
Со слов находившихся на месте ДТП инспекторов «Рыбнадзора», преследуемый ими легковой автомобиль «Москвич-412» на скорости около 40–50 км/час заехал под двигавшийся навстречу танк. Из-за частых подъемов и спусков обзорная видимость дороги была недостаточна, и, поэтому, водитель танка не заметил встречное транспортное средство и допустил наезд на автомобиль (рис. 1).
Рис. 1. Схема столкновения автомобиля «Москвич-412» и танка «Т-80Б»
Таким образом, анализ обстоятельств дела, результатов экспертизы трупа и дополнительных методов исследований, позволил прийти к выводу, что компрессионная механическая асфиксия у гр-на Б., сформировалась от сдавления органов грудной клетки твердыми тупыми объектами, каковыми могли явиться деформированные части внутри салона движущегося автомобиля в момент ДТП, вследствие наезда транспортного средства с большой массой на капот и крышу легкового автомобиля.
Подобный вариант столкновения транспортных средств не относится ни к одному из общеизвестных видов, и поэтому, может рассматриваться как «вертикальное столкновение».