Вы здесь

К вопросу о взаимодействии отдела экспертизы граждан с правоохранительными органами

Publication in electronic media: 14.07.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/290
Publication in print media: Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5

И. А. Зиганшин, Ю. В. Кустова

ГУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы Камчатской области, г. Петропавловск-Камчатский

За последние несколько лет в Камчатском областном центре - г. Петропавловске-Камчатском, произошло значительное увеличение числа автотранспортных средств (на 31 августа 2007 года зарегистрировано 94269 единиц автотранспорта, в 2006 году - 94008 при численности населения в городе 270 тысяч жителей). При этом улично-дорожная сеть за данный период практически не изменилась. Количество дорожно-транспортных происшествий в г. Петропавловске-Камчатском ежегодно увеличивается: в 2004 г. - 363, 2005 г. - 398, 2006 г. - 430. Как свидетельствует статистика аварийности, среди причин дорожно-транспортных происшествий по-прежнему доминирующее положение занимает человеческий фактор, то есть низкая культура поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, сознательное нарушение Правил дорожного движения, что в конечном итоге приводит к травматизму, а иногда и смертельному исходу не только взрослых, но и детей.

Таблица 1

Количественное соотношение пострадавших за 2005 - 2007 года.

Годы Погибло, % Ранены, %
Взрослые Дети Взрослые Дети
2005 год 5% - 87,78% 7,22%
2006 год 2,72% 0,16% 85,76% 11,36%
2007 год 5,34% - 85,5% 9,16%

Проблемы дорожно-транспортных происшествий на сегодняшний день являются актуальными, поэтому не случайно Министр внутренних дел России Нургалиев Р. Г. заявил о целесообразности пересмотра признаков средней тяжести вреда здоровью и отнесения часть их к признакам тяжкого вреда здоровью.

Введённые с 11 августа 2007 г. Федеральным законом № 210-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О внесении изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточения правил дорожного движения направлены на значительное снижение дорожно-транспортных происшествий, особенно в которых страдает здоровье людей, и естественно, большое значение приобретает их оперативное расследование, при котором важнейшей задачей является установление тяжести причиненного вреда здоровью в результате дорожно-транспортных происшествий. А так как сроки лечения пострадавших зачастую значительно превышают установленный двухмесячный срок административного расследования (п.5ст.28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях), по истечении которого производство каких-либо процессуальных действий по делу исключено. В результате чего из-за отсутствия заключения эксперта о степени тяжести причиненного вреда здоровью, дела об административных правонарушениях подлежат прекращению, лица, совершившие ДТП, уходят от ответственности, потерпевшие лишаются возможности возмещения материального и морального вреда.

В связи с этим руководством ГИБДД и бюро судебно-медицинской экспертизы был выработан вид деятельности по взаимодействию экспертов отдела экспертизы граждан с сотрудниками ГИБДД. С сентября 2005 года экспертами этого отдела, производятся выезды в стационары. Лечебно-профилактические учреждения расположены в различных районах города, а бюро не имеет на сегодняшний день достаточных материально-технических средств для обеспечения своими силами такого объёма работ, поэтому выезды осуществляются на транспорте ГИБДД. Работа носит не хаотичный характер, а выполняется в определенные часы и дни, что позволяет эксперту спланировать рабочее время и дисциплинирует сотрудников правоохранительных органов. Судебно-медицинская оценка вреда здоровью причинённого пострадавшим при раооте с медицинскими документами именно в стационарах более объективна, чем по, тем же документам после лечения, доставляемым в отдел, как было принято ранее. Это позволяет непосредственно обследовать пострадавшего, пообщаться с лечащими врачами для уточнения вопросов, связанных с характером повреждений, поскольку не всегда в медицинских картах морфологические и клинические признаки описаны должным образом, и в дальнейшем при проведении судебно-медицинских экспертиз дать объективную оценку вреда здоровью.

За отчетный период экспертами выполнено 420 выездов, из них с сентября 2005 года - 56, что составило 1,7% от общего количества обследований и экспертиз, соответственно: в 2006 году - 220 (6,7%), за 8 месяцев 2007 года - 144 (4,2%). Всего обследовано 1078 человек.

Таблица 2

Процентное соотношение по тяжести вреда здоровью за 2005 - 2007 года.

Тяжкий вред здоровью Средний вред здоровью Легкий вред здоровью Без вреда
2005 год 2,40% 5,91% 3,68% 4,91%
2006 год 4,35% 14,93% 17,73% 10,48%
2007 год 2,78% 8,71% 15,21% 8,91%

За период этого вида совместной работы, по отчетам ГИБДД значительно сократились сроки расследования дорожно-транспортных происшествий, а, следовательно, сократились и сроки проведения судебно-медицинских экспертиз, улучшилось качество их выполнения.