В соответствии с действующим законодательством задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания; лицам, производящим дознание; следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Порядок организации и производства, в частности, судебно-медицинских экспертиз в настоящее время определен Приказом МЗ РФ от 24 апреля 2003 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы».
При этом одним из главных требований к проведению любого вида экспертиз является качественное их выполнение. К сожалению, эта проблема до сегодняшнего дня является актуальной как для каждой региональной службы, так и российской в целом. Имеющийся опыт работы по улучшению качества проведения экспертиз является малоэффективным и даже существует мнение, что в условиях новых рыночных отношений и резкого повышения объема работы высококачественное проведение экспертиз может быть непозволительной роскошью, выходящей за рамки выделяемых бюджетных средств. На наш взгляд, это мнение несколько ошибочное, так как зачастую для повышения качества экспертиз, не требуется дополнительных финансовых затрат, а даже, в ряде случаев, возможна экономическая отдача. Поэтому необходимо обратить особое внимание на повышение качества экспертиз за счет использования имеющихся резервов.
Какие же это резервы? На наш взгляд, они следующие: компетентность специалистов, судебно-медицинская эффективность, экономическая эффективность, доступность услуг, межличностные отношения, безопасность, удобства, непрерывность, соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.
Под понятием компетентности подразумевается наличие определенных навыков, способностей и фактический уровень работы судебно-медицинского эксперта, что включает в себя:
то есть он должен обладать определенными профессиональными навыками и знаниями по данной специальности, что, в конечном итоге, является необходимым для последовательного, аккуратного выполнения экспертизы и грамотного ответа на поставленные перед ним вопросы.
Для управленческого аппарата профессиональная компетентность означает наличие навыков контроля за работой подчиненных сотрудников, навыков обучения и решения различных возникающих организационных и хозяйственных проблем.
Судебно-медицинская эффективность является не только важным аспектом качества на уровне судебно-медицинского эксперта, но и проявлением его профессиональной компетентности, когда он решает вопрос о применении наиболее оптимального метода исследования в каждой конкретной экспертизе с учетом поставленных перед ним вопросов. В таких случаях необходима выработка определенных стандартов использования методик при той или иной экспертизе (алгоритмы). Отсутствие же профессиональной компетентности может включать в себя как незначительные ошибки при выполнении стандартных методик, так и грубые ошибки, а, следовательно, снижает судебно-медицинскую эффективность качества экспертизы.
Большое значение в повышении качества-проведения экспертиз имеет экономическая эффективность, поскольку средства, выделяемые для этих целей, как правило, ограничены. Поэтому, в первую очередь, нужно обратить внимание на:
Эта работа требует постоянного проведения анализа с последующим доведением результатов до руководителей заинтересованных структурных подразделений. Снижение числа проведения неоправданных экспертиз уменьшит финансовые расходы, снизит производственную нагрузку на эксперта и позволит улучшить качество проводимых экспертиз.
Немаловажным фактором в повышении качества работы является доступность судебно-медицинских услуг. Доступность судебно-медицинских услуг означает, что они не должны быть ограничены никакими географическими, экономическими, социальными, организационными или языковыми барьерами. Степень географической доступности (территориальные особенности) связана с затруднениями из-за расстояния, отсутствием транспортных дорог (сообщений железнодорожных, авто-авиа), а также рядом других особенностей (климатические), которые могут помешать правоохранительным органам, здравоохранению, населению своевременно получить необходимую судебно-медицинскую услугу. Под экономической доступностью понимается возможность производить оплату (часть судебно-медицинских экспертиз – платная) за получаемый дополнительный вид судебно-медицинских услуг. Социальная доступность означает приемлемость обслуживания обращающихся за проведением экспертизы, особенно близких и родных умерших в контексте его культурных ценностей, вероисповедания и жизненной позиции. Организационная доступность означает степень удобства организации обслуживания как правоохранительной и судебной систем, лечебных учреждений, так и населения, т. е. сюда относятся: время работы учреждения, время ожидания, а также способ предоставления су-дебно-медицинских услуг.
Понятие межличностных отношений означает взаимодействие между сотрудниками бюро и их клиентами, между административным аппаратом и сотрудниками, между сотрудниками, а также между коллективом бюро и остальной частью общества (правоохранительные органы, суды, лечебные учреждения и т. д.). Хорошие межличностные отношения способствуют установлению атмосферы доверия путем проявления уважительного и вежливого отношения, готовности к сопереживанию (танатологическое отделение). Большое значение имеет умение слушать собеседника и общение с другими лицами. Плохие межличностные отношения снижают эффективность качества обслуживания, вызывают зачастую жалобы потерпевших, близких и родных умерших, назначение повторных экспертиз (экономическая неэффективность), что в целом снижает качество работы всего Бюро.
Безопасность работы сотрудников Бюро как один из аспектов повышения качества означает приведение к минимуму рисков: травмирования, инфицирования, отрицательного психического воздействия, неприятных запахов и других побочных вредных эффектов. Поэтому сотрудникам бюро необходимо обязательное соблюдение правил техники безопасности, правил противопожарной безопасности, соблюдение санитарно-гигиенических норм, соблюдение правил личной гигиены и др. Для родственников и близких умерших это по возможности отсутствие контакта с теми помещениями, где производится СМЭ трупов, их обработка, одевание, обмывание и т. д.
Удобства относятся к тем характеристикам качества судебно-медицинского обслуживания, которые не связаны, на первый взгляд, с качеством работы учреждения. Однако, создание удобств, например, для работы сотрудникам правоохранительных органов, медицинским работникам лечебных учреждений, для родственников и близких умерших и т. д., оказывает влияние на доверие к работе данного учреждения, в частности, к полученным результатам экспертизы или других предлагаемых услуг. Удобства, например, могут включать в себя также предоставление помещений для ожидания, оперативной выдачи тел покойных, медицинских свидетельств о смерти или других документов без дополнительных задержек и затрат времени, получение надлежащей информации в любое время суток. Для сотрудников бюро удобства также могут быть многообразными. Это эффективная организация работы, достаточно эстетичное оформление рабочего помещения, наличие комнат отдыха, помещения для приема пищи и др., то есть удобства, создающие определенный уют и настрой для работы.
Одним из не менее важных факторов в улучшении качества работы бюро является непрерывность в работе служб, что в основном касается отдела экспертизы трупов, в частности танатологического отделения. Это, во-первых, оперативное взаимодействие с правоохранительной системой, когда необходима оперативность в установлении причины смерти, давности ее наступления, механизма образования повреждений и т. д., особенно в случаях убийств. Во-вторых, что не менее важное – это выдача тел покойных родственникам и близким для захоронения в любое время суток. Поэтому один из предполагаемых моментов – организация ежедневной работы танатологического отделения, где возможно использование различных вариантов (сменная, по скользящему графику работа и др.).
Морально-этическая сторона отношений между сотрудниками Бюро как внутри учреждения, так и с «внешним миром» должна выстраиваться на основании принципов медицинской этики и деонтологии:
Таким образом, выявление и использование вышеуказанных резервов является перспективным в плане повышения качества работы Бюро судебно-медицинской экспертизы в целом. Данная проблема требует дальнейшего изучения и разработки.