ассистента Берлинского университета
Недавно я вместе с Брунзвиком испробовал микрохимическую реакцию на синильную кислоту по методу, впервые выработанному им для целей физиологических опытов над растениями. Метод этот был применим нами к судебно-медицинским исследованиям отравленных животных. В виду хороших результатов применения этого опыта по отношению к животным, дающим те же показания, что и люди, мы рекомендуем этот способ открытия синильной кислоты и ее производных в человеческих трупах.
Окончательную уверенность в пригодности этого способа к применению для исследования человеческого материала придал нам случай заведомого отравления цианистым калием. Труп был вскрыт проф. Штрассманом, и вскрытие указало само по себе на наличие отравления синильной кислотой в силу следующих признаков:
Органы этого трупа подвергались микрохимическому исследованию на на синильную кислоту следующим образом:
В течение короткого времени, самое большее 2 часа, в ванночке с испытуемым материалом, разыгрывается следующая химическаи картина: синильная кислота, если она есть в испытуемом материале, вытесняется щавелевой кислотой и начинает испаряться, даже при комнатной температуре, развивая таким образом, в закрытой стеклянной камере атмосферу синильной кислоты, пары которой будучи легче воздуха на 7 % - медленно поднимаются вверх и поглощаются висящей каплей ляписа. В этой капле вскорости образуется беловатая муть отчасти даже видимая макроскопически которая, при микроскопическом рассмотрении состоит из спутанных, разной величины, тончайших, окрашенных в синий цвет игл цианистого серебра. Необходимо заметить, что при наличии улетучивающихся восстанавливающих веществ в испытуемом материале, на поверхности капли ляписа часто образуется серебрянное зеркальце, при микроскопическом рассмотрении котoporo ясно замечается как бы коричневатый зернистый налет некристаллической породы.
Доказательством тoro, что муть капли состоит действительно из Ag CN, а не Аg2СО3, AgCl, AgSCN, и др., являетсy следующее испытание: к препарату (капле на предметном стекле) или прибавляется непосредственно капля 50% НNО3 или таковая протягивается полоской фильтровальной бумаги. При этом карбонаты немедленно исчезают благодаря получающемуся растворению, синие
же кристаллы AgCN остаются нерастворенныи. Если препарат, обработанный разведенной НNО3 и покрытый покровным стеклом, осторожно нaгреть на пламени спички до появления пузырьков, то кристаллы Аg2СО3 растворятся, при чем по охлаждении частично выпадут в виде тонких игол или пучков игол. AgСl и AgSCN же совершенно нерастворимы в горячей разбавленной HON3.
В peзультате наших опытов присутствие синильной кислоты было доказано в мозге, содержимом желудка, стенках желудка и крови в чрезвычайном изобилии (уже через 15 минут наступила микроскопически видимая муть), в лёгком, в селезенке в большом изобилии, в мышцах сердца, печени и почках обильно. В моче HCN не было обнаружено. Контрольные опыты со стеклянными камерками, которые были частью пустые, частью с органами других трупов, дали совершенно отрицательный результат.
Таким образом, настоящий метод может быть вполне рекомендован для применения в судебно-медицинских случаях, при чем чувствительность ero, по указаниям Брунсвика такова, что синильная кислота может быть доказана в 1 капле (1/16 к. с.) при разведении 1 : 1,000,000.
Благодаря чувствительности этого метода, его можно применить к работам для установки дифференциального диагноза между отравлением светильным газом и угаром, в виду наличия в первом синильной кислоты (в 1 куб. м. газа г. Вены содержалось 22/II - 22 г. 0,064 гр. HCN) путем исследования как газов, так и крови отравленных светильным газом людей и животных.
В виду утверждений Шумса, основанных на экспериментальных данных Ферхланда и Валена, что светильный газ с определенным содержанием СО, ядовитее воздуха с тем же содержанием СО, вследствие присутствия в нем циана, благодаря плохой работе газоочистителей в послевоенное время, является весьма интересным исследование этого вопроса, опыты по разъяснению котоporo и производятся Брунсвиком совместно со мной.