Вы здесь

Комиссионные судебно-медицинские экспертизы при не смертельной травме внутри салона легкового автомобиля


Publication in electronic media: 02.11.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/436
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики, Барнаул-Новосибирск 2011 Вып. 17

гг. Барнаул, Ханты-Мансийск

Одним из показателей роста общего числа пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) являются проводимые комиссионные судебно-медицинские экспертизы у живых лиц. За последние годы их число с небольшими колебаниями остается стабильно высоким и составляет не менее 15% от числа всех экспертиз. Соотношение количества экспертиз живых лиц и погибших при ДТП составляет 2/1 и показывает, что все-таки большинство пострадавших остается в живых. Но эти цифры не отражают всего их количества, т.к. часть пострадавших, особенно с легкими травмами, не обращаются в правоохранительные органы, следовательно и не направляются на судебно-медицинскую экспертизу (Фокина Е.В., 2008).

Имеющиеся в последние годы публикации касаются вопросов смертельной авто-мобильной травмы, часть которых посвящены определению места расположения водителя и пассажира переднего сидения в легковых автомобилях при разных типах столкновений в ДТП (Дебой Н.Н., 2008; Ефимов А.А. с соавт., 2008; Новоселов А.С., Шадымов А.Б., 2008).

Несмертельная же автомобильная травма остается практически не изученной.

Целью исследования явился анализ отдаленных последствий несмертель-ной внутрисалонной автомобильной травмы (НВАТ) на примере комиссионных судебно-медицинских экспертиз за 2007-2009 гг. и поводов для их проведения, в зависимости от типа столкновения автомобилей, их марки, давности травмы, тяжести причиненного вре-да здоровью.

Нами проведен анализ 39 случаев ДТП, в которых участвовали автомобили 50 раз-личных марок по исходам которых проведено 61 комиссионная судебно-медицинская экспертиза.

По типу столкновения автомобилей более половины случаев занимают фронталь-ные столкновения – 23 (58,0%), на 2-ом месте опрокидывание – 8 (20,0%), на 3-ем – столкновение автомобиля с неподвижной преградой – 7 (17,9%); попутное и боковое пра-вое столкновения встретились по 1 случаю (5,1%).

В анализируемом материале в столкновениях чаще всего участвовали автомобили отечественного производства. На автомобили марки ВАЗ различных модификаций при-шлось 35 столкновений (70%), марки «Москвич», ЗАЗ, ИЖ, Ока – 4 (8%), 3 столкновения (6%) совершены на автомобилях ГАЗ и УАЗ. На автомобилях иностранного производства совершено 8 ДТП (16%).

При анализе сроков проведения комиссионных судебно-медицинских экспертиз при внутрисалонной травме оказалось, что с момента совершения ДТП и до назначения и их проведения, пострадавшие обратились в правоохранительные органы и суды в течение 1-го года, в 52,5% случаев (22 наблюдения) через 1-2 года – 29,5% (18 наблюдений), через 3-4 года – 18,0% (11 случаев).

По тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшие распределились следую-щим образом (табл. 1).

Таблица 1 Количественная характеристика потерпевших по тяжести причинен-ного вреда здоровью

№ п/п Степень тяжести вреда здоровью Количество %
1 Без вреда здоровью 9 14,8
2 Легкие вред здоровью 12 19,7
3 Средней тяжести вред здоровью 23 37,7
4 Тяжкий вред здоровью 17 27,9
  Всего 61 100%

Из таблицы следует, что в результате ДТП чаще всего потерпевшим причинялся вред здоровью средней тяжести. Несколько реже – тяжкий и легкий вред здоровью, а в 9 экспертизах причиненные повреждения были определены как не причинившие вред здо-ровью (ссадины, кровоподтеки, поверхностные и не протяженные раны).

Поводами для обращения пострадавших в ДТП в правоохранительные органы и суды явились определение:

  • наличия причинно-следственной связи между ДТП и различными заболевания-ми (гипертоническая болезнь, остеохондроз и др.);
  • механизма и давности образования повреждений, тяжести причиненного вреда здоровью;
  • нуждаемости в оперативном лечении рубцов на лице, санаторно-курортном ле-чении, протезировании тазобедренного сустава, показаний и обоснованности продолжи-тельности сроков лечения в ЛПУ;
  • места расположения в салоне автомобиля в момент ДТП (водитель, пассажир переднего сидения);
  • подтверждения легкой ЧМТ (сотрясения головного мозга);
  • возможности потери сознания у водителя в момент совершения ДТП с учетом проведенной ему операции (аорто-коронарного шунтирования);
  • процента утраты общей и профессиональной трудоспособности;
  • количества необходимых лекарственных препаратов и комплекса методов ле-чения для денежной компенсации пострадавших.

Количественная характеристика анализируемого материала по поводам для назна-чения и результатам комиссионных экспертиз приведена в табл. 2.

Таблица 2. Количественная характеристика проведенных комиссионных экс-пертиз по поводам и результатам

№ п/п Повод для проведения КСМЭ Всего Заключение
Положительное Отрицательное
Кол-во % Кол-во %
1 Причинно-следственная связь между ДТП и:          
  - гипертоническими кризами 1 - - 1 1,4
  - нарушенной беременностью 3 2 (2,9%) 66,7 1 (1,4%) 33,3
  - остеохондрозом 4     4 (6,1%) 100
  - причиненными повреждениями 3 2 (2,9%) 66,7 1 (1,4%) 33,3
2 Определение:          
  - нуждаемости в санаторно-курортном лечении 13 1 (1,4%) 7,7 12 (19,7%) 92,3
  - неизгладимости рубца на лице после оперативного лечения 2 2 (2,9%) 100 - -
  - нуждаемости в протезировании тазобедренного сустава 1 1 (1,4%) 100 - -
  - степени тяжести вреда здоровью 7 5 (7,7%) 71,4 2 (3,0%) 28,6
  - механизма образования повреждений 1 1 (1,4%) 100    
  - давности образования повреждений 1 - - 1 (1,4%) 100
  - показаний для продолжительности лечения у травматолога 1 1 (1,4%) 100 - -
  - сроков лечения полученных повреждений 1 1 (1,4%) 100 - -
  - места расположения потерпевшего в салоне легкового автомобиля 8 2 (2,9%) с долей вероятности 25 6 75
  - подтверждение диагноза «сотрясение головного мозга» 18 6 (8,6%) 33,3 12 (17,1%) 66,7
  - возможность потери сознания у водителя в момент совершения ДТП после операции АКШ 1 1 (2,1%) 100 - -
  - % утраты общей и профессиональной трудоспособности 4 4 (6,1%) 100 - -
  - определение комплекса необходимых лекарственных препаратов для оплаты лечения пострадавших в ДТП 1 1 (1,4%) частично 60 - -
  Всего 70 29 (41,4%)   41 (58,6%) 58,6

Из таблицы следует, что при несмертельной травме внутри салона автомобиля, по-терпевшие чаще всего обращаются в судебно-следственные органы для подтверждения:

  • диагноза «сотрясение головного мозга» – 25,7% (18);
  • нуждаемости в санаторно-курортном лечении – 18,6% (13);
  • определения причинно-следственной связи между повреждениями, получен-ными при ДТП и различными заболеваниями – 15,7% (11);

Несколько реже поводами являются определение:

  • места расположения (водитель, пассажир переднего сидения) в салоне легково-го автомобиля в момент ДТП – 11,4% (8);
  • степени тяжести причиненного вреда здоровью – 10,0% (7);
  • процента утраты общей и профессиональной трудоспособности – 5,7% (4).

При этом только в 41,4% случаев комиссионные судебно-медицинские экспертизы имели положительный результат для потерпевших.

Таким образом, проведенный анализ комиссионных судебно-медицинских экспер-тиз, назначенных в связи с несмертельной внутрисалонной автомобильной травмой, показывает, что:

  • такая травма чаще всего возникает при ДТП, совершаемыми отечественными автомобилями марки ВАЗ, что связано с их большим количеством в автомобильном парке северного региона;
  • внутрисалонная автомобильная травма достаточно частая причина проведения комиссионных экспертиз;
  • чаще всего такие экспертизы назначаются в течение первого года после совер-шения ДТП.

Список литературы

  1. Дебой Н.Н. Вопросы судебной медицины, медицинского права и биоэтики.- Самара, 2008. - С. 28-34.
  2. Ефимов А.А., с соавт. «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики». Барнаул-Новосибирск, 2008. Выпуск 14. - С. 190-195.
  3. Новоселов А.С., Шадымов А.Б. «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики». Барнаул-Новосибирск, 2008. Выпуск 13. - С. 39-42.
  4. Фокина Е.В. Актуальные аспекты судебной медицины и экспертной практики. - Москва, 2008. - С. 306-313.