г. Якутск
Насилие - один из наиболее архаичных и одновременно «популярных» социальных феноменов. В справочной литературе насилие определяется многозначно. Во-первых, как «применение определенным классом или другой социальной группой принуждения в отношении других классов (групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий». Во-вторых, социологи определяют насилие как «применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям». В третьих, право толкует насилие как «физическое (телесные повреждения, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого». Не вдаваясь в обсуждение степени охвата данного социального явления, отметим, что все определения наталкивают на ассоциацию со множеством других близких по смыслу и по содержанию слов – «агрессия», «жестокость», «террор», «преступность», «девиации» и т.д.
В различных формах и проявлениях насилие существует во всех без исключения сообществах и государствах, независимо от их общественного и политического строя, социального и гендерного порядка. В современном мире проблематизируются различные аспекты насилия, на что обращают внимание ученые и практики. Это связано с тем, что в сознании множества людей происходит возрастание силового фактора и «катастрофическое ослабление нравственных начал между людьми, государствами и транснациональными корпорациями, доминирование в мире страха, рассчитанного на шок, распространение зависти и никто сегодня не застрахован от насилия - физического, психологического, экономического, сексуального и т.п.
В последнее время внимание фокусируется на насильственных действиях в семье и насилии в отношении несовершеннолетних. Однако, надо отметить, что ни в Советском Союзе, ни в постсоветских государствах и субъектах России не было и нет официальной статистики по насилию в семейной сфере. Статистика о потерпевших характеризует весь массив потерпевших от всех видов преступлений, не выделяя при этом количество жертв насильственных преступлений и жертв «семейного» насилия, потерпевших от насильственных преступлений по различным возрастным, социальным и другим критериям. В рамках судебно-медицинских экспертных исследований живых лиц, научные работы, посвященные проблеме насилия в семье, отражены в работах А.Л. Задарновского (2010), А.М. Лобанова (2011).
Вышеизложенное предопределило проведение нами мониторинга по изучению преступлений в отношении несовершеннолетних и насилия в семье на базе отдела экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГУ Бюро МЗ РС (Якутия) за 2007-2010 гг. Выборочно нами проводилось анкетирование самих пострадавших с целью выяснения их видения данной проблемы и отношения к ней.
По данным этого отдела за 2007-2010 годы количество проведенных экспертиз и обследований, связанных с различными видами «детского» насилия составили 630 случаев в 2007 г., 604 – в 2008 г., 676 – в 2009 г. и 632 – в 2010 г. В процентом соотношении удельный вес данной категории дел составил от 14,1% до 15% ко всему количеству проводимых в отделе экспертиз и освидетельствований. Таким образом, количество случаев насилия в отношении несовершеннолетних достаточно стабильно на протяжении изучаемого периода.
Исследуемые были распределены в соответствие с психолого-педагогической классификацией по следующим группам: 0-3 года (младший дошкольный возраст); 4-7 лет (старший дошкольный возраст); 8-11 лет (младший школьный возраст); 12-14 лет (средний школьный возраст); 15-18 лет (старший школьный возраст).
В возрастном разрезе наибольший процент жертв этих преступлений составили подростки 15-18 лет: 57,3%; 61%, 59,5% и 52% в 2007-2010гг. соответственно. Нужно заметить, что количество пострадавших уменьшается прямо пропорционально уменьшению возраста.
Среди пострадавших от различных видов детского насилия традиционно преобладают мальчики, количество их колебалось от 65 % до 70,2 %.
Интересно сезонное распределение данных случаев. Наибольшее количество потерпевших в 2007 году отмечено в апреле (12,4%) и октябре (12,2%), по времени года лидировала весна (30,6%), затем лето и осень (по 24,6%) и наименьшее число пострадавших зарегистрировано зимой (20,2%). В 2008 году по месяцам преобладающее количество пострадавших отмечено в марте и мае (соответственно 11,3% и 19%), как впрочем, лидировало и весеннее время года, когда отмечен самый большой процент пострадавших детей – 30,6%; следующими по частоте были осень (25,1%), лето (23,2%), зима (21%). В 2009 г., как и в 2007 г. лидирующими месяцами были апрель (15,7%) и октябрь (9,8%), а по времени года на первом месте была весна (29,6%), затем лето и осень (по 25,1%) и как всегда наименьшее число обращений наблюдалось зимой (20,1%). В 2010 году превалировали декабрь и июль (10,8% и 10,1%), по времени года очередность выглядела следующим образом: весна, лето, осень зима.
Наиболее заметным становится факт высокого травматизма у детей в весеннее время, что, скорее всего, связано с накопившейся усталостью и напряжением за прошедший учебный год, а низкий процент преступлений в зимнее время, возможно, обусловлен и климатическими особенностями - малой скученностью, гуляньем и пребыванием детей на морозе.
Вред, причиненный здоровью в результате различных насильственных действий чаще всего оценивался как повреждения, не причинившие вред здоровью человека в динамике за исследуемый период – 69,4%; 66,5%, 64,4%, 66,5% от общего числа обращений. В 11,7% в 2007 г. до 14% в 2010 г. был выявлен легкий вред здоровью, травмы средней степени тяжести составили от 6,3% в 2007 г. до 7,9% в 2010 г., а тяжкий вред оценен в 2,7%-5,5% случаев. У остальных освидетельствуемых повреждений не было обнаружено. Статистические данные четко свидетельствуют об увеличении объема более тяжелых повреждений, причиняемых в отношении несовершеннолетних.
Анализ структуры насильственных действий в отношении детей показал, что основную долю среди них составили побои – около 80% случаев обращений, при этом чаще всего дети подвергаются избиению незнакомыми лицами (46,3%-49,8%), чуть меньше фиксируется насилие со стороны знакомых людей и близких.
Следует обратить внимание, что частым поводом к нападению на детей становится хищение личного имущества, вымогательство денег, что составляет стабильно 6% всех случаев побоев, а в качестве устрашающих моментов нередко используется оружие (холодное, газовое, подручные средства и т.п.).
Насилие со стороны сотрудников милиции в отношении несовершеннолетних имеет ярко выраженный возрастной характер: наибольшее число случаев связано с побоями несовершеннолетних старшей школьной группы, что, по-видимому, связано с особенностями поведения подростков. Впрочем, встречаются, единичные случаи избиения детей в возрасте от 8 до 14 лет. В 2007 г. были зафиксированы побои сотрудниками милиции в 2,3% случаев, в 2008г. – 2,5%, в 2009г. – 3 %, в 2010г. – 2,1%. Таким образом, трудно говорить о системном насилии в отношении несовершеннолетних сотрудниками правопорядка.
Одной из настойчиво артикулируемых в настоящее время в СМИ проблем является деятельность правоохранительных органов. Устойчиво негативный образ милиции формировался на протяжении 1990-2000-х годов и воспроизводился в массовом сознании вне зависимости от демографических и социальных характеристик опрашиваемых, их опыта общения с органами правопорядка. Среди факторов, которые снижают авторитет милиции и вызывают ощущение угрозы, респонденты называют: низкий профессионализм, некомпетентность, низкую культуру общения с населением, неверие в возможность милиции защитить граждан от преступных посягательств, коррумпированность, и главное, незаконное применении насилия и др. Однако, несмотря на такой негативизм, все опрошенные пострадавшие в качестве инстанции, куда бы они обратились для защиты от насилия указали на органы милиции.
Обращает внимание факт, что около 1/6 части случаев насилия происходит в учебных заведениях. Как правило, вред здоровью причиняется в результате ссоры с одноклассниками или старшеклассниками, однако, фиксируются случаи насилия со стороны преподавателей и охранников учебных заведений. Опрос пострадавших показал, что по их мнению самые опасные ситуации по риску насилия встречаются в общественных местах и в дворовой компании, а на третьем месте указаны учебные заведения. Причем самым опасным видом насилия дети считают физическое и сексуальное в сравнении с психологическим и экономическим его вариантами.
Дети младшего дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, приблизительно в 20% случаев были из семей, относящихся к категории «неблагополучных». В группе старшего школьного возраста контингент нигде не работающих и не учащихся был не стабилен и составлял от 2,5% до 12,5%, среди которых встречались и осужденные.
Насилие вызывает ответную реакцию: жестокость порождает жестокость. В Республике Саха (Якутия) наблюдаются тенденции, характерные для Российской Федерации, а, именно, участие несовершеннолетних в преступной деятельности, в частности насильственной. По данным Государственной службы статистики РФ, каждое пятнадцатое (6,8%) преступление совершается несовершеннолетними или при их соучастии.
Нас поразил рост контингента лиц, где несовершеннолетние являются подозреваемыми и обвиняемыми в различных преступлениях, включая убийства и изнасилования. Если в 2007г. их процент равнялся 3, то в 2010г. – уже 4,6%. Чаще подозреваемые встретились среди детей старшей школьной группы (78,6-89%), в меньшей степени среди детей средней школьной группы (7-21,4%). Кроме того, встречаются единичные случаи правонарушений среди малолетних восьми-одиннадцати лет.
Уровень половых преступлений в отношении несовершеннолетних за 2007-2009 годы находился примерно на одном количественном уровне: в 2007г. – 34 случая, в 2008г. – 31 случай, в 2009г. – 33. В 2010 г. – 23 случая. Чаще всего сексуальному насилию подвергаются дети старшего школьного возраста. Прежде всего, это изнасилования лиц женского пола, практически в равной степени знакомыми и незнакомыми людьми. Наиболее часто у несовершеннолетних фиксируются кровоподтёки, ссадины и т.п., в единичных случаях причинён легкий и средний тяжести вред здоровью. Иногда таких повреждений не было выявлено (в разные годы от 4-х - 10 случаев). Обращает внимание факт, что чаще всего сексуальные преступления совершаются в зимнее и летнее время, совпадающее с каникулярным периодом в школе.
Сексуальное насилие по отношению к дошкольникам, как правило, квалифицируются как развратные действия и действия сексуального характера, которые совершались чаще всего близкими людьми: отцом, родственниками и в редчайших случаях – незнакомыми людьми, что возможно связано с тем, что дети в силу своего возраста не могут назвать своих обидчиков.
В 2007г. половых преступлений, совершенных со стороны отцов не зафиксировано, в 2008г. по отношению к детям младшего школьного возраста зарегистрировано 2 случая и двенадцати-четырнадцатилетним 2 случая. Кроме того, два акта сексуального насилия совершены знакомыми пострадавших. В 2009г. насилие со стороны отцов имело место в трех случаях в отношении четырех-семилетних детей и в двух случаях – двенадцати-четырнадцатилетних. Один раз в качестве обвиняемого в сексуальном насилии предстал отчим ребёнка. Сексуальное насилие со стороны родственников в 2010 г. отмечено в 2 случаях, где пострадавшими были девочки старшего дошкольного и среднего школьного возрастов.
Как известно, насилие в семье отличается высокой степенью латентности. Результаты нашего анализа указывают на практический стабильный процент подобного рода случаев, количество которых колебалось от 121 (2,7%) до 183 (4%) случаев ко всем, проведенным в отделе экспертизам и освидетельствованиям. Наибольший процент насильственный действий в семье совершен в отношении жен при избиении супругами и практически единичными были случаи побоев супругов (от 2 до 5 случаев). Избиение детей родителями составило около ¼ всех случаев насилия в семье, как не парадоксально, но чаще всего избиение отмечалось со стороны родных матери и отца, включая сестер и братьев и меньше всего - со стороны отчима и мачехи. Одинаково часто побоям со стороны родителей подвергаются дети старшего дошкольного возраста, младшего и старшего школьных возрастов. Практически на одном уровне за исследуемый период пострадавшими были пожилые люди (бабушки, дедушки), подвергшиеся нападению на них детей.
Следует отметить, что информация о побоях со стороны родственников и насилия в семье требует дополнительного анализа. Это объясняется, с одной стороны, нежеланием пострадавших обращаться в правоохранительные органы, так как некоторые не доверяют милиции, другие боятся лишиться семейного ресурса и т.п., а также неспособностью некоторых зависимых членов семьи обратиться в правоохранительные органы (это относится, в первую очередь, к детям и престарелым членам семьи).
Совершение насильственных действий в отношении детей, женщин и других социально-уязвимых категорий населения является не только судебно-медицинской проблемой, но большей частью девиантологической. Многие проблемы нашего общества находят свое отражение в насильственных действиях в семье: ухудшение здоровья населения в целом, алкоголизм и наркомания, большие нагрузки на детей в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, «чернуха» на экране телевизора, виртуализация реальности и сверхувлеченность компьютерными играми и т.п.
Расширяющиеся возможности судебно-медицинской науки и практики диктуют необходимость междисциплинарных исследований и практического взаимодействия заинтересованных структур в сфере защиты прав и законных интересов граждан. Такой комплексной и актуальной на сегодняшний день проблемой на наш взгляд является жесткое обращение с несовершеннолетними, вовлечение их в преступную деятельность и совершение преступлений в отношении них.
Очевидно, что пристальное внимание и значимость в подобных условиях приобретает функционирование системы специализированных государственных органов, призванных защищать интересы несовершеннолетних и активно заниматься профилактикой их правонарушений.
Особе место среди указанных институтов занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на которые государством возложена важнейшая задача по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках одного их механизмов реализации этой координационной функции является взаимодействие ГУЗ Бюро СМЭ МЗ РС (Я) с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, результатом которого явилось совместное участие в данной проблеме с привлечением рабочей группы при прокуроре г. Якутска по профилактике безнадзорности и правонарушению несовершеннолетних.