Вы здесь

Право на жизнь. Эвтаназия: убийство или милосердие?


Publication in electronic media: 22.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/405
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

Очевидно и общеизвестно, что человек имеет право на жизнь, однако, в противоположность этому, – не имеет так называемого собственного права на окончание этой жизни, по крайней мере, юридического права.

Кто и при каких обстоятельствах вправе распоряжаться жизнью и смер-тью? Извечный вопрос.

Проблема эвтаназии является актуальной проблемой современности и требует особого подхода в рассуждениях не только с медицинской точки зре-ния, но и со стороны юристов, политиков, этиков и психологов.

Понятие «эутаназия» («эвтаназия», «эвтанасия», «эйтаназия», «эфтаназия») происходит от греческого eu – «хороший» и thanatos – «смерть». Впервые указанный термин в научный обиход был введен еще в XVI столетии английским философом Френсисом Бэконом, который, исследуя этот вопрос в работе «О достоинстве и приумножении наук» («Advancement of Learning»), указывал, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнью, не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома может привести к выздоровлению, но и в том случае, если уже нет ни единой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной, так как эта «эутаназия» уже сама по себе есть немалое счастье.

Формально проблему эвтаназии некоторые исследователи в данной области пытаются свести к проблеме юридической оценки особого вида умышленного убийства как предмета "медицинских преступлений".

В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. в статье 143 имелось примечание, согласно которому прописывалась ненаказуемость убийства, выполненного по просьбе. Однако уже 11 ноября 1922 г. IV сессия ВЦИК постановила исключить это примечание во избежание множества возникших злоупотреблений "просьбами" граждан.

Сегодня понятие «эутаназия» сочетает в себе медицинские, биологиче-ские, религиозные, правовые, нравственные, этические и прочие аспекты. Повышенный интерес к эвтаназии, который прослеживается в последнее время, объясняется, конечно же, прогрессом медицины, достигшей больших успехов в области реаниматологии и трансплантологии, освоением новых методик жизнеобеспечения, дающих возможность продолжительное время бороться за жизнь пациента [13]. В современной науке было предложено огромное количество определений понятию «эутаназии» [1, 2, 3, 4, 11]. Под понятием «эутаназии» следует понимать сознательную и преднамеренную деятельность медицинского работника, которая направлена на прекращение физических, психических, моральных либо иных страданий пациента, обусловленных его неизлечимой болезнью, и приводит к смерти, при условии, что указанная деятельность осуществляется медицинским работником по осознанной и едино-трактуемой просьбе полностью, объективно и своевременно осведомленного о результатах такой деятель-ности пациента либо его законного представителя.

Огромное значение для понимания сущности эвтаназии имеет её класси-фикация. Так, в зависимости от поведения медицинского работника эвтаназия делится на активную и пассивную. Под понятием «активной эутаназии» пони-мают осуществление определенных действий, введение лечебных средств, ускоряющих наступление летального исхода. В свою очередь, понятием «пассивной эутаназии» охватываются неприменения средств и невыполнение медицинских манипуляций, которые поддерживали бы в течение определенного времени жизнеспособность тяжелобольного пациента [12]. Учитывая такие особенности осуществления эвтаназии, указанные способы в литературе иногда называются «метод наполненного шприца» и «метод отложенного шприца». Отдельно стоит отметить, что иногда обособленным видом эвтаназии считают «автоэутаназию», то есть добровольное прекращение пациентом своей жизни, осуществляемое с целью прекращения собственных страданий [5, 12].

Что касается активной формы эвтаназии, то она некоторыми авторами [12] также дифференцируется на несколько форм:

  1. «Убийство из милосердия» – происходит в тех случаях, когда врач, наблюдая невыносимые страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, вводит ему, например, сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход;
  2. «Самоубийство, ассистируемое врачом» – происходит, когда врач только помогает больному человеку покончить с жизнью;
  3. «Собственно активная эутаназия» – может происходить и без помощи врача, например, если пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

Достаточно строгая классификация, но, в данном случае, полагаю, что непосредственно актом эвтаназии является только п.1, два оставшихся - убийством и самоубийством соответственно.

Анализируя исторические источники, нельзя не отметить, что начало эвтаназии мы можем наблюдать еще в Спарте. Законодательно легализация эвтаназии впервые состоялась в законах ХІІ таблиц, где была закреплена возможность лишать жизни новорожденных, отличающихся исключительной уродливостью [9].

В целом же, исследуя этические указания для врачей того времени, следует отметить, что в античный период сформировались две модели поведения относительно эвтаназии. Первая модель такого поведения была отображена в кодексе Хаммурапи и базировалась на принципе талиона. В документе говорилось не столько о совести врача, сколько о высоких профессиональных требованиях, предъявляемых к нему. Образцом второй модели поведения является Клятва Гиппократа, которая базировалась на чувстве моральной ответственности за свои действия и безоговорочного уважения к человеческой жизни от момента зачатия и была определенным гарантом безопасности пациента.

По сей день вопрос остается спорным и противоречивым. Сегодня количество приверженцев активной формы эвтаназии невелико, поэтому наиболее серьезными следует считать аргументы, которыми оперируют приверженцы легализации пассивной эвтаназии, а это следующее:

  1. эвтаназия должна применяться с «гуманной» целью помочь больному человеку избавиться от страданий и достойно уйти из жизни;
  2. если эвтаназия все равно существует вне рамок правового поля, то принятие специального закона разрешит проконтролировать этот процесс [8, 12];
  3. медики, отвечая отказом пациенту в осуществлении эвтаназии, приносят ему невыносимые страдания, а это может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, которое прямо запрещено рядом международно-правовых актов [1];
  4. человек имеет право на жизнь, которая включает возможность распоряжаться данным правом по собственному усмотрению [7, 10];
  5. эвтаназия расширит возможности юридического закрепления завещательных и прочих волеизъявлений пациента [6];
  6. эвтаназия, осуществляемая руками медиков, избавит членов семьи неизлечимо больного человека от укоров совести и финансовых затрат, которые могли обременять их положение.

Легализация эвтаназии в целом возможна, считают ее сторонники, но для этого нужны определенные обстоятельства - материальные предпосылки (наличие заболевания; продолжительность применения методов и средств лечения; неотвратимость летального исхода; наличие нравственных и физических страданий, которые пациент оценивает как невыносимые, несмотря на избранные методы и средства лечения; наличие осознанной, информированной и добровольной просьбы больного об эвтаназии, если он находится в сознании) и процессуальных гарантий защиты прав пациента (психологическая экспертиза больного; обязательное консультирование с независимым экспертом, чтобы свести к минимуму возможность врачебной ошибки; принятие решения об эвтаназии только консилиумом врачей; согласие должно фиксироваться письменно или при наличии свидетелей; обязательное уведомление близких родственников; санкционирование эвтаназии судом или органами прокуратуры) [10, 12].

Аргументы, выдвигаемые противниками эвтаназии, в основном сводятся к следующему:

  1. решение об эвтаназии, вопреки тому, что принимается лицом осознанно, может быть осуществлено поспешно и невзвешенно, кроме этого, в состоянии болезни практически не избегнуть пороков воли, например, врач может допустить ошибку вследствие принудительного волеизъявления пациента, которое может быть искажено из-за насилия, угрозы, шантажа, уговоров и т.п.;
  2. с религиозной точки зрения христианство исповедует принцип, что жизнь является даром Божьим и лишь Бог может даровать и отбирать жизнь. Усиливает данный тезис также и религиозный запрет, который нашёл свое место в одной из десяти библейских заповедей – «не убий»;
  3. легализация эвтаназии окажет непосредственное влияние на обще-ственное сознание, поскольку с точки зрения общественной морали всё узаконенное считается таким, что поощряется с точки зрения государства;
  4. легализация эвтаназии может повлиять на возможность злоупотреблений со стороны медицинского персонала и приведет не только к приостановлению развития медицины, поскольку врачи перестанут отыскивать новые средства и пути лечения, но и к её криминализации, так как практика показывает, легализация эвтаназии в отдельных государствах не сняла, а, наоборот, сделала более острой проблему «хорошо задокументированных загадочных смертей»;
  5. возможность врачебной ошибки. Данный аргумент является одним из наиболее серьезных, поскольку врач, дав Клятву Гиппократа, обязуется не навредить больному. Кроме этого, в Международном кодексе медицинской этики заложена обязанность сохранения человеческой жизни, а это означает, что врач должен использовать все возможные средства для поддержания жизни больного до его смерти.

В законодательстве большинства европейских государств эвтаназия считается преступлением. Однако существует ряд государств, в которых вопрос эвтаназии всё же находит свое положительное легальное разрешение. Исторически первая попытка легализации эвтаназии была предпринята в Австралии в 1996 г. Эта попытка была неудачной, и закон был отозван через девять месяцев.

Первенство в вопросе легализации эвтаназии сегодня занимает Голландия. Именно там 2 апреля 2002 г. был принят закон «О прекращении жизни по желанию, или Помощь в самоубийстве», которым была узаконена возможность осуществления ассистированного суицида и эвтаназии.

Вторым государством в мире, которое законодательно восприняло идею легализации эвтаназии, является Бельгия. 23 сентября 2002 г. парламент этого государства принял закон, согласно которому эвтаназия и помощь в самоубийстве стали легальными в соответствии с условиями, идентичными тем, что размещены в законодательстве Голландии.

Своеобразный подход относительно легализации эвтаназии закреплен в США, в законодательстве практически всех штатов эвтаназия и ассистированное самоубийство остаются противозаконными и недопустимыми. В свою очередь, активная эвтаназия американским законодательством трактуется как убийство (homicide), а защита, которая базируется на мотиве «убийство из жалости», является недопустимой.

В мире есть еще несколько государств, которые не признают за эвтаназией характера преступного деяния. Это Швейцария, Германия, Швеция и Финляндия, а также Колумбия, Япония и с декабря 2004 года – Франция.

В остальных же странах мира, в том числе и в странах СНГ, эвтаназия находится за пределами правовой легализации.

Опасность легализации эвтаназии в России на сегодняшний день обусловлена следующими причинами:

Во-первых, в стране наблюдается довольно высокий уровень преступно-сти, существующий правопорядок и судопроизводство зачастую не способны защитить гражданина даже от бандитских посягательств. В этой ситуации со-здание эффективной защиты пациентов от преступного использования права на активную эвтаназию представляется неосуществимой задачей.

Во-вторых, в отличие от стран Запада в России только начинает закладываться правовая база здравоохранения. Не хватает юристов, ориентирующихся в медицине, понимающих необходимость создания медицинского права, а не прикрывающихся чисто декларативными морально-этическими принципами "Присяги Советского врача", а точнее, полного медицинского бесправия. На сегодняшний день нет многих необходимых законов и тем более системы, обеспечивающей их работу в реальных условиях отечественной медицины. У судов нет опыта слушания дел, касающихся сложных медицинских проблем, так же как у врачей и пациентов нет опыта защиты своих прав через суд. Но все же... Если право не говорит о явлении − это не значит, что его нет. Есть у нас в стране такое явление, как эвтаназия или нет? Стоит задуматься…

Не исключено, что в ближайшем будущем вопросами эвтаназии могла бы заниматься специальная наука, включающая в себя все аспекты данного понятия. На сегодняшний день нельзя исключить и то, что стыковой областью в решении вопросов эвтаназии могла бы быть судебная медицина и она была бы наиболее предпочтительна как наука, сочетающая правовые и медицинские аспекты данного вопроса, будь эвтаназия законной.

Список литературы

  1. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. − 2000. − № 11. − С. 58-59.
  2. Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник Мос-ковского университета. − Серия 2: Право. 2002. − № 2. − С. 20.
  3. Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. 1992. − № 7. − С.71.
  4. Коробеев А. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право. − 2001. − № 2. − С. 18.
  5. Кассихина Н.М. Проблемы эутаназии // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. С.Г. Стеценко. − М.: Издательская группа «Юрист», 2004. − С. 182.
  6. Конюшкина Ю.А. Об эвтаназии // Юрист. 2002. − № 9. − С. 59-60.
  7. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. − М.: МЗ Пресс, 2000. − С. 31-32.
  8. Олейник А.А. Эвтаназия – актуальная проблема биомедицинской этики // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Под общ. ред. С.Г.Стеценко. − М.: Издательская группа «Юрист», 2004. -− С. 326.
  9. Памятники Римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Ди-гесты Юстиниана. − М.: Зерцало, 1997. − С. 6.
  10. Романовский Г.Б. Право на жизнь и право на самоубийство // Меди-цинское право, 2003. − №1. − С. 106-107.
  11. Силуянова И.В. Этика врачевания // Современная медицина и право-славие. − М., 2001. − С. 230.
  12. Стеценко С.Г. Медицинское право. − СПб.: Издательство «Юридиче-ский центр Пресс», 2004. − С. 360-361.
  13. Туршук Л.Д. Медицина и убийство – понятия несовместимые // Мис-сионерское обозрение, 2003. − № 10.