Вы здесь

Жестокое обращение с детьми


Publication in electronic media: 16.10.2011 under http://journal.forens-lit.ru/node/375
Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1

ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

В литературе, искусстве и науке во многих странах давно фиксируются случаи жестокого обращения с детьми. Это явление имеет глубокие корни, но официальное признание данного факта как социально неодобряемого поведения произошло лишь в 60-х гг. ХХ столетия в США и Великобритании, где подобное обращение с ребенком было расценено в качестве социальной проблемы.

В 1999 г. на совещании ВОЗ по предупреждению насилия над детьми было дано следующее определение: «Жестокое или плохое обращение с ребенком – это все формы физического насилия, отсутствия заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти» (Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ. Москва, 2003).

В процессе исследования данного вопроса западными специалистами выделяются такие формы насилия над ребенком, как физические, сексуальные, эмоциональные, отсутствие заботы.

  1. Физическое насилие над ребенком определяется как действия со стороны воспитателя, которые фактически причиняют физический вред или могут его причинить.
  2. Сексуальное насилие имеет место, когда воспитатель использует ребенка для получения сексуального удовлетворения.
  3. Под эмоциональным насилием имеется в виду неспособность воспитателя обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: это ограничение его движения, оскорбление, осмеяние, угрозы и запугивания, дискриминация, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения.
  4. Отсутствие заботы – это неспособность родителя обеспечить развитие ребенка в следующих аспектах (одно или более): здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания. Проявляется данный вид насилия в разных формах, включая несоответствие рекомендациям по уходу, неспособность найти соответствующий метод лечения, лишение пищи, приводящее к голоду и физическое неблагополучие ребенка, доступ детей к наркотикам, неадекватная защита от окружающих опасностей, заброшенность, недостаточный контроль, отсутствие гигиены и лишение образования.

Дети, являясь наиболее незащищенной частью населения, нередко подвергаются разным формам насилия у себя дома, в школе и на улице. С раннего детства бывают вынуждены зарабатывать на жизнь различными способами, в том числе занятием проституцией, распространением наркотиков. Сталкиваясь с неблагополучием в семье, дети уходят из семей и ищут защиты в среде подобных. Безнадзорный ребенок не только склонен совершать общественно опасные деяния, но и сам становится жертвой преступлений. Высказаться о масштабах детского насилия зачастую бывает сложно в связи со скрытым характером насилия – происходящее редко становится достоянием общественности. Дети по тем или иным причинам не всегда обращаются в правоохранительные органы, не по каждому случаю возбуждаются уголовные дела. Отсутствие систематического подхода в изучении данной проблемы не позволяет конкретно охарактеризовать формы и виды насилия, выявление которых позволило бы выработать эффективные методы по профилактике и борьбе с жестоким обращением к детям, обеспечить надежную правовую защищенность данной категории граждан.

Целью нашего исследования было выяснить общую картину насилия в г. Казани в отношении детей, прошедших судебно-медицинское обследование (экспертизу) в отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.

Для проведения данного исследования была разработана анкета, в которой рассматриваются 2 аспекта: социально-гигиенический и судебно-медицинский.

В качестве объекта были выбраны дети в возрасте от 0 до 18 лет включительно. Было выявлено, что 2/3 потерпевших приходится на долю мальчиков, которые чаще подвергаются физическому насилию, 1/3 – составляют девочки, в отношении к которым наблюдается сексуальное насилие. Наиболее часто встречается насилие в возрастной категории 11-15 и 16-18 лет, что связано с социальной активностью, возрастанием влияния сверстников, которое порой становится вызовом семейным ценностям.

Семьи, в которых проживали обследованные дети, имели ряд медико-социальных особенностей. Как правило, это дети из семей, где оба родителя родные либо из неполных семей, где воспитанием занимаются матери. В нескольких случаях дети были из сложной семьи, в которой родители – приемные либо опекуны. При наличии в семье более одного ребенка, старшие дети подвергаются насилию чаще, чем младшие дети, что, возможно, связано с повышенной ответственностью, которая возлагается на более взрослого ребенка, недостатком внимания, заботы и понимания со стороны родителей.

Интересен тот факт, что по материальному состоянию дети, как правило, относят себя к семьям со средним уровнем достатка. Такие дети фигурировали в случаях насилия на улице, связанного с незаконным изъятием их имущества посторонними людьми.

Наиболее часто жестокому обращению дети подвергаются на улице, дома, в других местах, где могут возникнуть конфликты как со знакомыми, так и незнакомыми лицами (в машине, подъезде и пр.), нередко – в школе.

Рост материального благосостояния граждан, внедрение в повседневную жизнь научных достижений породило причины, вызвавшие повышение уличного насилия. Среди таких причин упоминаются требования передачи денег, сотового телефона, попытка более старших ребят заставить «работать» на себя, а также участие в драках при защите друзей.

Отмечались и случаи применения физических методов воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов в отношении молодых людей 17 и 18 лет, которых подозревали в грабеже, в изнасиловании.

Проблема домашнего насилия является глобальной. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние люди. Жестокое обращение с детьми рассматривается исключительно применительно к семье «неблагополучной», социализирующей «трудных подростков», но не к универсальной семье. В средствах массовой информации на обсуждение выносятся наиболее жесткие случаи проявления властных полномочий родителей и не освещается проблема повседневного наказания детей в «обычной» семье как формы воспитательного воздействия.

По данным анкетирования дети чаще подвергаются насилию со стороны отцов, чем со стороны матерей или других членов семьи. Внутрисемейное насилие часто бывает связано с алкогольным опьянением родителей и носит неоднократный характер. Что касается психологического климата между ребенком и родителями, плохие или удовлетворительные отношения наблюдаются именно с тем родителем, который применяет физическое наказание.

Было зафиксировано несколько случаев сексуального насилия в отношении девочек в возрасте от 4,5 до 18 лет. Как правило, оно сопровождалось нанесением телесных повреждений, а в ряде случаев повреждениями в области наружных половых органов и заднепроходного отверстия.

Неприязненные отношения с одноклассниками также часто наблюдаемое явление, в основном, это повреждения, полученные в драках. Так, на западе есть даже специальный термин – «буллинг», которым обозначают насилие в школе. (Выражение «буллинг» произошло от английского термина bully- бычок. Так называют в англоязычных странах задиру, забияку, хулигана, уличного грабителя, бандита, то есть человека, склонного к проявлению агрессии.)

В ходе исследования было выявлено, что лица, совершающие насилие, находились в состоянии алкогольного опьянения.

На момент получения травмы за помощью дети в основном обращаются в милицию, к родителям, реже – к другим лицам.

Приходят пострадавшие дети на судебно-медицинское обследование (экспертизу) в 70% случаев по направлению инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных и в 30% – по направлению и постановлению следователей, что указывает на факт низкого процента вынесения уголовных дел.

Основное количество повреждений связано с воздействием тупых твердых предметов, которые проявляются в виде ссадин, кровоподтеков, поверхностных ран и не причиняют вреда здоровью (в 65% случаев). На втором месте повреждения, причинившие легкий вред здоровью. Также отмечаются единичные случаи причинения тяжкого вреда здоровью, как правило, связанные с применением колюще-режущих предметов. Случаи, когда на момент осмотра экспертом знаки телесных повреждений не выявляются, могут быть связаны с поздним обращением потерпевших, быстрой динамикой обратного развития повреждений. И здесь важное значение в установлении и фиксации повреждений, как факта причинения насилия, могут иметь медицинские документы из лечебных учреждений, куда обращались дети. Это, прежде всего, учреждения амбулаторно-поликлинической сети (75% обращаемости), в более серьезных случаях дети проходят стационарное лечение.

Таким образом, физическому насилию чаще подвергаются мальчики, в возрастной категории 11-15 и 16-18 лет, сексуальное насилие в основном наблюдается в отношении девочек.

Субъектами насилия могут выступать как незнакомые люди, так и родственники и известные лица. Совершается насилие наиболее часто на улице, дома и в школе. Повреждения расцениваются как не причинившие вред здоровью, а также могут причинять вред здоровью разной степени.

При проведении исследования были выявлены некоторые особенности, связанные с изучением данной проблемы в разных возрастных группах. Дети младшего возраста могут скрывать факты насилия со стороны родителей и дают отвлеченные показания об обстоятельствах получения повреждений. Иногда, находясь под влиянием страха или воздействием родителей, дети не хотят что-либо рассказывать, при этом обстоятельства случившегося приходится выяснять у сопровождающих их родителей или сотрудников милиции. Таким образом, эксперту требуется достаточно критически и в то же время внимательно относиться к полученной информации, сопоставляя имеющиеся повреждения с обстоятельствами травмы. Дети более старшего возраста сами рассказывают о произошедшем, при этом важно установить доверительный контакт с ребенком, чтобы он, не стесняясь, мог изложить факт получения им повреждений, которые иногда затрагивают проблемы деликатного характера.

Дети, находясь под впечатлением от насилия, могут капризничать и не поддаваться осмотру. В таких случаях иногда, лишь задав вопросы на посторонние темы или заинтересовав ребенка младшего возраста игрушкой, можно отвлечь их внимание, особенно при осмотре по поводу половых преступлений.

Более детальное изучение структуры и причин возникновения насилия в каждой возрастной группе позволит выработать меры профилактики по предупреждению конфликтов и тем самым способствовать предотвращению насилия. Это является важным, так как пережитый опыт способствует совершению насилия по отношению к более слабым и беззащитным.

При обращении детей за медицинской помощью, по мнению ВОЗ, работники здравоохранения должны играть ключевую роль в определении случаев жестокого обращения с детьми и отсутствия ухода за ними, в лечении и направлении на лечение детей. Раннее выявление фактов насилия дает возможность уменьшить его последствия для ребенка, использовать комплексный подход в оказании помощи с привлечением не только медицинских работников, но и психологов, социальных работников, юристов и впоследствии проводить психологическую реабилитацию жертв насилия.