В литературе, искусстве и науке во многих странах давно фиксируются случаи жестокого обращения с детьми. Это явление имеет глубокие корни, но официальное признание данного факта как социально неодобряемого поведения произошло лишь в 60-х гг. ХХ столетия в США и Великобритании, где подобное обращение с ребенком было расценено в качестве социальной проблемы.
В 1999 г. на совещании ВОЗ по предупреждению насилия над детьми было дано следующее определение: «Жестокое или плохое обращение с ребенком – это все формы физического насилия, отсутствия заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти» (Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ. Москва, 2003).
В процессе исследования данного вопроса западными специалистами выделяются такие формы насилия над ребенком, как физические, сексуальные, эмоциональные, отсутствие заботы.
Дети, являясь наиболее незащищенной частью населения, нередко подвергаются разным формам насилия у себя дома, в школе и на улице. С раннего детства бывают вынуждены зарабатывать на жизнь различными способами, в том числе занятием проституцией, распространением наркотиков. Сталкиваясь с неблагополучием в семье, дети уходят из семей и ищут защиты в среде подобных. Безнадзорный ребенок не только склонен совершать общественно опасные деяния, но и сам становится жертвой преступлений. Высказаться о масштабах детского насилия зачастую бывает сложно в связи со скрытым характером насилия – происходящее редко становится достоянием общественности. Дети по тем или иным причинам не всегда обращаются в правоохранительные органы, не по каждому случаю возбуждаются уголовные дела. Отсутствие систематического подхода в изучении данной проблемы не позволяет конкретно охарактеризовать формы и виды насилия, выявление которых позволило бы выработать эффективные методы по профилактике и борьбе с жестоким обращением к детям, обеспечить надежную правовую защищенность данной категории граждан.
Целью нашего исследования было выяснить общую картину насилия в г. Казани в отношении детей, прошедших судебно-медицинское обследование (экспертизу) в отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц.
Для проведения данного исследования была разработана анкета, в которой рассматриваются 2 аспекта: социально-гигиенический и судебно-медицинский.
В качестве объекта были выбраны дети в возрасте от 0 до 18 лет включительно. Было выявлено, что 2/3 потерпевших приходится на долю мальчиков, которые чаще подвергаются физическому насилию, 1/3 – составляют девочки, в отношении к которым наблюдается сексуальное насилие. Наиболее часто встречается насилие в возрастной категории 11-15 и 16-18 лет, что связано с социальной активностью, возрастанием влияния сверстников, которое порой становится вызовом семейным ценностям.
Семьи, в которых проживали обследованные дети, имели ряд медико-социальных особенностей. Как правило, это дети из семей, где оба родителя родные либо из неполных семей, где воспитанием занимаются матери. В нескольких случаях дети были из сложной семьи, в которой родители – приемные либо опекуны. При наличии в семье более одного ребенка, старшие дети подвергаются насилию чаще, чем младшие дети, что, возможно, связано с повышенной ответственностью, которая возлагается на более взрослого ребенка, недостатком внимания, заботы и понимания со стороны родителей.
Интересен тот факт, что по материальному состоянию дети, как правило, относят себя к семьям со средним уровнем достатка. Такие дети фигурировали в случаях насилия на улице, связанного с незаконным изъятием их имущества посторонними людьми.
Наиболее часто жестокому обращению дети подвергаются на улице, дома, в других местах, где могут возникнуть конфликты как со знакомыми, так и незнакомыми лицами (в машине, подъезде и пр.), нередко – в школе.
Рост материального благосостояния граждан, внедрение в повседневную жизнь научных достижений породило причины, вызвавшие повышение уличного насилия. Среди таких причин упоминаются требования передачи денег, сотового телефона, попытка более старших ребят заставить «работать» на себя, а также участие в драках при защите друзей.
Отмечались и случаи применения физических методов воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов в отношении молодых людей 17 и 18 лет, которых подозревали в грабеже, в изнасиловании.
Проблема домашнего насилия является глобальной. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние люди. Жестокое обращение с детьми рассматривается исключительно применительно к семье «неблагополучной», социализирующей «трудных подростков», но не к универсальной семье. В средствах массовой информации на обсуждение выносятся наиболее жесткие случаи проявления властных полномочий родителей и не освещается проблема повседневного наказания детей в «обычной» семье как формы воспитательного воздействия.
По данным анкетирования дети чаще подвергаются насилию со стороны отцов, чем со стороны матерей или других членов семьи. Внутрисемейное насилие часто бывает связано с алкогольным опьянением родителей и носит неоднократный характер. Что касается психологического климата между ребенком и родителями, плохие или удовлетворительные отношения наблюдаются именно с тем родителем, который применяет физическое наказание.
Было зафиксировано несколько случаев сексуального насилия в отношении девочек в возрасте от 4,5 до 18 лет. Как правило, оно сопровождалось нанесением телесных повреждений, а в ряде случаев повреждениями в области наружных половых органов и заднепроходного отверстия.
Неприязненные отношения с одноклассниками также часто наблюдаемое явление, в основном, это повреждения, полученные в драках. Так, на западе есть даже специальный термин – «буллинг», которым обозначают насилие в школе. (Выражение «буллинг» произошло от английского термина bully- бычок. Так называют в англоязычных странах задиру, забияку, хулигана, уличного грабителя, бандита, то есть человека, склонного к проявлению агрессии.)
В ходе исследования было выявлено, что лица, совершающие насилие, находились в состоянии алкогольного опьянения.
На момент получения травмы за помощью дети в основном обращаются в милицию, к родителям, реже – к другим лицам.
Приходят пострадавшие дети на судебно-медицинское обследование (экспертизу) в 70% случаев по направлению инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных и в 30% – по направлению и постановлению следователей, что указывает на факт низкого процента вынесения уголовных дел.
Основное количество повреждений связано с воздействием тупых твердых предметов, которые проявляются в виде ссадин, кровоподтеков, поверхностных ран и не причиняют вреда здоровью (в 65% случаев). На втором месте повреждения, причинившие легкий вред здоровью. Также отмечаются единичные случаи причинения тяжкого вреда здоровью, как правило, связанные с применением колюще-режущих предметов. Случаи, когда на момент осмотра экспертом знаки телесных повреждений не выявляются, могут быть связаны с поздним обращением потерпевших, быстрой динамикой обратного развития повреждений. И здесь важное значение в установлении и фиксации повреждений, как факта причинения насилия, могут иметь медицинские документы из лечебных учреждений, куда обращались дети. Это, прежде всего, учреждения амбулаторно-поликлинической сети (75% обращаемости), в более серьезных случаях дети проходят стационарное лечение.
Таким образом, физическому насилию чаще подвергаются мальчики, в возрастной категории 11-15 и 16-18 лет, сексуальное насилие в основном наблюдается в отношении девочек.
Субъектами насилия могут выступать как незнакомые люди, так и родственники и известные лица. Совершается насилие наиболее часто на улице, дома и в школе. Повреждения расцениваются как не причинившие вред здоровью, а также могут причинять вред здоровью разной степени.
При проведении исследования были выявлены некоторые особенности, связанные с изучением данной проблемы в разных возрастных группах. Дети младшего возраста могут скрывать факты насилия со стороны родителей и дают отвлеченные показания об обстоятельствах получения повреждений. Иногда, находясь под влиянием страха или воздействием родителей, дети не хотят что-либо рассказывать, при этом обстоятельства случившегося приходится выяснять у сопровождающих их родителей или сотрудников милиции. Таким образом, эксперту требуется достаточно критически и в то же время внимательно относиться к полученной информации, сопоставляя имеющиеся повреждения с обстоятельствами травмы. Дети более старшего возраста сами рассказывают о произошедшем, при этом важно установить доверительный контакт с ребенком, чтобы он, не стесняясь, мог изложить факт получения им повреждений, которые иногда затрагивают проблемы деликатного характера.
Дети, находясь под впечатлением от насилия, могут капризничать и не поддаваться осмотру. В таких случаях иногда, лишь задав вопросы на посторонние темы или заинтересовав ребенка младшего возраста игрушкой, можно отвлечь их внимание, особенно при осмотре по поводу половых преступлений.
Более детальное изучение структуры и причин возникновения насилия в каждой возрастной группе позволит выработать меры профилактики по предупреждению конфликтов и тем самым способствовать предотвращению насилия. Это является важным, так как пережитый опыт способствует совершению насилия по отношению к более слабым и беззащитным.
При обращении детей за медицинской помощью, по мнению ВОЗ, работники здравоохранения должны играть ключевую роль в определении случаев жестокого обращения с детьми и отсутствия ухода за ними, в лечении и направлении на лечение детей. Раннее выявление фактов насилия дает возможность уменьшить его последствия для ребенка, использовать комплексный подход в оказании помощи с привлечением не только медицинских работников, но и психологов, социальных работников, юристов и впоследствии проводить психологическую реабилитацию жертв насилия.