В сентябре 1986 года мне посчастливилось стать ассистентом кафедры судебной медицины вновь организованного факультета усовершенствования врачей Алтайского государственного медицинского института (ныне – АГМУ) и проработать на ней 3 года. Воспоминания об этом до сих пор достаточно свежи для того, чтобы ими поделиться.
К этому времени мой трудовой стаж в институте составил 8 лет и уже был определённый опыт преподавания судебной медицины студентам 5-го курса. Но предстояла работа с курсантами – судебно-медицинскими экспертами, специалистами областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы региона Урала, Сибири и Дальнего Востока. На тот момент мне предстояло стать самым молодым преподавателем кафедры, поэтому я ощущал некоторую неопределённость в связи с будущим преподаванием на качественно новом уровне «узкоспецифических» вопросов судебной медицины, которая начала исчезать по мере подготовки к учебному году. Кроме того, этому способствовала психологическая поддержка более опытных коллег, которую я чувствовал постоянно.
Заведующий кафедрой Баграт Амаякович Саркисян к тому времени защитил докторскую диссертацию, уже проявил себя успешным организатором в области здравоохранения, и, будучи «житейски» очень мудрым человеком, оказывал мне при подготовке к учебному процессу особое внимание: подбадривал, корректно и понятно разъяснял суть и особенности предстоящей работы, пути наиболее эффективного проведения занятий по разным темам. Это влияние многократно и положительно усиливалось с учётом высокой планки его обще-культурных, медицинских и, тем более, специальных знаний.
Три года, работая на кафедре, я «делил» один кабинет с доцентом – Александром Ильичем Зорькиным, который, в свое время, преподавал мне основы судебной медицины как студенту и с которым сложились особо доброжелательные, человеческие отношения. Поражала разносторонность эрудиции Александра Ильича, в том числе и в профессиональных вопросах: так, защитив диссертацию по биофизическим методам исследованиям мягких тканей трупа человека, он прекрасно ориентировался и в процессах патомеханики «деформированных» костей, являясь достойным приемником алтайской школы судебно-медицинской травматологии.
Большую поддержку в этот период мне оказывал доктор медицинских наук, профессор Владимир Эдуардович Янковский – заведующий «студенческой» кафедрой судебной медицины, ассистентом которой на тот момент я был. Помимо того, что Владимир Эдуардович щедро делился многочисленными соображениями по методике проведения занятий с курсантами, он предоставил мне возможность значительное время уделять подготовке к предстоящей работе на ФУВе, не обременяя лишними заданиями.
Особо следует сказать о Валерии Анатольевиче Башмакове и Вячеславе Григорьевиче Баскакове, которые некоторое время совмещали работу в краевом бюро судебно-медицинской экспертизы и на кафедре. В перерывах между занятиями, во время коротких бесед об особенностях учебного процесса в наших группах, они невольно оказывали мне содействие, помогая прочувствовать отдельные нюансы практических занятий, которые осо-бенно были нужны судебно-медицинским экспертам.
Всем старшим коллегам хочу выразить свою благодарность и сердечную признательность за оказанную помощь.
Работа по подготовке к новому учебному году началась задолго до сентября 1986 года. К первому заезду готовились летом и необычайно тщательно. В соответствие с планом первого цикла тематического усовершенствования «Судебно-медицинские вопросы травматологии» начали готовить необходимые материалы к учебному процессу. В частности, одной из главных задач была подготовка исследовательской части судебно-медицинских экспертиз (исследований) трупов лиц, умерших насильственной смертью в результате различных травм, сопровождающихся переломами костей. Печатали материалы конкретных экспертиз на обычных механических пишущих машинках. При этом отдельные фрагменты заключений эксперта по разным соображениям приходилось исправлять и перепечатывать, причем, как правило, после исправленного фрагмента – полностью. Это занимало много времени с которым, впрочем не считались, понимая важность «текущего момента» и, тем более, предстоящей работы по ведению циклов. В течение лета этот материал был подготовлен.
Одновременно с «бумажной подготовкой» шла и практическая. Необходимо было максимально полно подготовить к занятиям учебные препараты. Мы понимали, что большинство будущих курсантов хотят получить от преподавателей новой кафедры теоретические знания и практические навыки в первую очередь по вопросам судебно-медицинской травматологии. Поэтому еще весной начали «подбирать» наиболее подходящие с точки зрения наглядности и информативности костные препараты, иллюстрирующие наиболее пол-ный объём переломов различных видов. Эта трудоемкая работа к сентябрю также была завершена. Фактически всё было готово. Ждали приезда курсантов…
1-ый заезд был многочисленным, но, как оказалось в дальнейшем, не самым большим. В первой группе оказались мои старшие коллеги: С.С. Михайлов (г. Барнаул) и Н.И. Пятак (г. Новоалтайск). Этот факт, безусловно, отразился на психологическом климате в группе и дал мне возможность в присутствии «своих» чувствовать себя более комфортно, тем более, что лишь один курсант в группе первого заезда был младше меня по возрасту. Во 2-ом заезде старше меня были все курсанты. Это был самый многочисленный заезд, помоему, и по настоящее время. В последующих заездах были отдельные курсанты, у которых стаж работы в практической судебной медицине соответствовал моему возрасту. Это были первые контакты с курсантами, после которых появился определённый опыт общения с коллегами и возраст слушателей не мешал, а скорее помогал учебному процессу. Главное, с чем был связан успех учебного процесса, это прежде всего искреннее желание курсантов повысить уровень знаний в области судебно-медицинской травматологии, которая была «изюминкой» учебной составляющей кафедры. «География» приезда курсантов – от Сахалина до Липецка, от Читы до Певека. За 3 года работы на кафедре мне довелось провести 11 циклов тематического усовершенствования и подготовить более 80 курсантов.
Еще до начала учебного года и тем более с началом занятий главным «лейтмотивом» работы всех сотрудников и деятельности кафедры в целом, была дисциплина. Она была важнейшим моментом, способствующим успешному старту учебной деятельности кафедры. И удивительно то, что до сих пор планка требований как к сотрудникам, так и к курсантам кафедры не снижается: не так давно предложил своему однокурснику, обучающемуся на кафедре, в очередной раз встретиться, но получил безапелляционный отказ, который был мотивирован необходимостью усиленной подготовки к предстоящему «выпускному» экзамену по итогам его усовершенствования.
Незаметно пролетела четверть века и сложить её в единое целое любой человек может лишь из отдельных крупных событий. В моей жизни одно из таких событий – работа на кафедре судебной медицины факультета усовершенствования врачей АГМИ (теперь – кафедра судебной медицины факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки АГМУ). И до сих пор об этом я вспоминаю и говорю с гордостью. От души желаю всем сотрудникам работающим на кафедре в настоящее время и работавшим ранее дальнейших успехов в учебно-методической, научно-педагогической, практической деятельности, а также крепкого здоровья.
Искренне ваш – ассистент кафедры 1986-1989 гг. В.Суворов.