Вы здесь

О Pseudologia phantastica и ее судебномедицинском значении

Dr. Ernst Kalmus (Прага).

Автореферат доклада на Съезде Германского Суде6но-Медицинского О-ва в Иннс6руке, в сентябре 1924 г.

Исходя из работы Дельбрюка (1891 г.), Кальмус разбирает симптоматологию Pseudologia phantastica, и отмечает, как особенно характерную, бессознательную лживость этих больных, обсуждает приведенные Дельбрюком примеры, говорит затем об опасности истеричных лгуний (Luegnerinnen), указывает в частности на клаccический случай обнародованного недавно Horch'oм процесса лейтенанта de la-Ronciere, происходившего в 1834 г., в котором лейтенант, на основании ложного (псевдологическuго) показания 16-тилетней Марии Морель-дочери генерала, был приговорен к 10 ти годам строгого тюремного заключения, при чем только через 8 лет была твердо установлена его полная невиновность.

Он приводит далее из своей судебно-медицинской практики характерные примеры истерических ложных обвинений (нанесение повреждений самой себе одной 18-ти летней дочерью директора школы, ложное обвинение одного архитектора 17-ти летней служанкой, ложное обвинение одного врача больницы истеричной пациенткой).

Из своей судебно-медицинской деятельности Кальмус между прочим приводит два больших процесса, в которых псевдология играла большую роль. В одном, дело шло о 62-летней неграмотной женщине, которая бесчисленными заявлениями обвиняла не только одного адвоката в различнеиших преступлениях, как нарушение супружеской верности, несоблюдение обещания жениться, жестокое обращение, изнасилование, но и в дpyroм месте обвиняла одного своего родственника в церковной краже, другого даже в покушении на убийство своей жены и т. д. Только после долгих расследований, и после того как она причинила бесчисленное количество социального вреда, была эта пациентка в 1913 г. подвергнута психиатрическому исследованию и на основании мнения врачей была помещена в дом сумасшедших.

Еще опаснее оказалась фантастическая лживость в одном случае где женщина в качестве присяжной свидетельницы выступила в процессе, и через пять лет после бывшего убийства сумела рассказать мельчайщие подробности деяния, о котором она молчала в течение пяти лет. На основании показаний этой свидетельницы были обвинены не только подозревавшийся по этому делу браконьер, но и мнимая соучастница, далее один учитель и один молодой человек, причем из первых двоих браконьер был фактически приговорен к смертной казни. И это было сделано, несмотря на заключение психиатров, что в данном случае дело шло о вполне ненадежной, незаслуживающей доверил свидетельнице. (Слабоумие и Pseudologia phantastica).

В дополнение к этим случаям Кальмус обсуждает значение дневного бреда (Tagtraeumerei), обмана памяти и искажений воспоминаний, которым подвержены больные этого рода, недостаточная достоверность репродукции, и в заключение приводит вкратце много случаев из судебно-медицинской практики.

В своих заключительвых положениях он требует обязательного психиатрического освидетельствованил всех лиц, которые являются в качестве единственных свидетелей, далее требует государственной защиты для экспертов против встречающихся тенденциозных нападков прессы, и наконец, поднятия психиатрического образования судебных врачей, и кроме того обязательного преподавания судебной психиатрии для юристов.