Клевно Владимир Александрович
Директор Российского центра судебно-медицинской экспертизы
Главный судебно-медицинский эксперт Минздравсоцразвития России
Доктор медицинских наук, профессор
Государственная судебно-медицинская экспертная деятельность в Российской Федерации осуществляется медицинскими учреждениями государственной системы здравоохранения, в числе которых следует выделить:
Судебно-медицинская экспертиза в РФ может производиться вне государственного судебно-экспертного учреждения лицом, не являющимся государственным судебно-медицинским экспертом, в роли которого могут выступать, например, преподаватели кафедр судебной медицины вузов, индивидуальные предприниматели и др. На долю последних в РФ приходится незначительное число судебно-медицинских экспертиз.
При производстве судебно-медицинских экспертиз медицинские учреждения государственной системы здравоохранения осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (далее – ГСЭУ). Порядок производства судебно-медицинских экспертиз в ГСЭУ осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иных законодательных и нормативных правовых актов РоссийскойФедерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Делегаты VI Всероссийского съезда судебных медиков в рабочем кабинете Николая II – члены экспертной комиссии по исследованию костных останков Российского императора Н.А. Романова (Тобольск, 2005).
Соподчиненность ГСЭУ системы здравоохранения в РоссийскойФедерации сегодня выглядит следующим образом. В составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации имеется Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, которое является учредителем РЦСМЭ. Федеральное агентство является «управляющей компанией» Минздравсоцразвития России, которая оказывает государственные услуги в сфере здравоохранения через сеть подведомственных учреждений, среди которых РЦСМЭ и территориальные БСМЭ.
Директор РЦСМЭ назначается и освобождается от должности руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, является главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральное государственное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы является головным судебно-медицинским экспертным и научным учреждением Российской Федерации, в котором функционируют экспертные, научные, методические и организационные подразделения, ученый и диссертационный советы, научная библиотека.
БСМЭ образованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов управления здравоохранением субъектов РФ. Начальник БСМЭ назначается и освобождается от должности руководителем органа управления здравоохранения, является его главным внештатным специалистом. По финансово-хозяйственным вопросам БСМЭ подчиняется руководителю органа управления здравоохранения, а в организационном и научно-методическом отношении – РЦСМЭ.
Рабочая группа судебно-медицинских экспертов Минздравсоцразвития РФ по ликвидации последствий теракта в г. Беслан у школы №1. (Беслан, 2004).
В ГСЭУ производятся экспертизы по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях. Основаниями производства экспертизы в ГСЭУ являются определение суда, постановления судьи, дознавателя или следователя.
Производство судебно-медицинских экспертиз в Российской Федерации организуется по административно-территориальному принципу. БСМЭ в обязательном порядке производят экспертизы для территориальных органов дознания, предварительного следствия и судов конкретного субъекта Российской Федерации.
В случае невозможности производства экспертизы в БСМЭ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, экспертиза может быть произведена в БСМЭ, обслуживающем другую территорию.
Организация производства экспертиз возлагается на начальника (далее – руководитель) БСМЭ, который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя ГСЭУ, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Президиум Всероссийского совещания судебно-медицинских экспертов по вопросам подготовки кадров государственных судебно-медицинских экспертов (Казань, 2006).
Производство экспертиз осуществляется штатными экспертами БСМЭ в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Должность эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последипломную подготовку и аттестацию по специальности «судебно-медицинская экспертиза» в порядке, установленном законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России.
Аттестованный работник ГСЭУ, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, именуется Государственным судебным экспертом. Все другие судебные эксперты, в том числе частные, именуются иными экспертами. Иные эксперты – лица, обладающие специальными знаниями, но не работающие в ГСЭУ и привлекаемые для производства судебных экспертиз в качестве судебных экспертов.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством РФ. При производстве судебно-медицинской экспертизы эксперт не вправе выходить за пределы своей компетенции, не должен в своих выводах касаться правовых вопросов.
Судебно-медицинская экспертиза назначается для решения вопросов, требующих специальных познаний в области судебной медицины.
Объектами судебно-медицинской экспертизы являются: трупы, живые лица, вещественные доказательства биологического происхождения, материалы уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях.
К классу традиционных судебно-медицинских экспертиз относятся: судебно-медицинская экспертиза трупа; судебно-медицинская экспертиза живых лиц; судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств; судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.
Разновидностями ее являются: судебно-медицинская акушерско-гинекологическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза половых состояний мужчин; судебно-медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью; судебно-медицинская остеологическая экспертиза; медико-криминалистическая, биологическая, химическая, биохимическая, генетическая и др. виды экспертиз, выполняемые в структурных подразделениях БСМЭ.
Процессуальное законодательство Российской Федерации различает следующие виды судебных экспертиз:
Экспертизы в БСМЭ производятся в сроки, как правило, не превышающие 20 дней со дня предоставления всех материалов, необходимых для проведения экспертных исследований, в порядке очередности поступления материалов.
При необходимости проведения большого объема экспертных исследований, срок производства судебной экспертизы может быть продлен до 30 дней по согласованию с лицом (органом), назначившим судебную экспертизу.
Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.
Организационное и финансовое обеспечение деятельности БСМЭ осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов, РЦСМЭ – за счет средств федерального бюджета.
В Российской Федерации 89 региональных БСМЭ (по числу субъектов), в составе которых 79 городских, 746 районных и 457 межрайонных структурно обособленных подразделений.
Каждое БСМЭ имеет строго утвержденную структуру, которая подчинена решению вопросов судебных и следственных органов. В составе БСМЭ предусмотрено наличие структурных подразделений по всем видам судебно-медицинских экспертиз. В Российской Федерации в настоящее время функционируют как структурные подразделения БСМЭ 107 судебно-химических, 90 судебно-биологических, 85 медико-криминалистических отделений. Имеются также судебно-биохимические, судебно-цитологические, молекулярно-генетические, спектральные, судебно-бактериологические отделения.
В некоторых БСМЭ генетические, цитологические и спектральные лаборатории входят в состав соответственно биологических и медико-криминалистических отделений. В России бурно развиваются исследования вещественных доказательств генетическими методами.
Профессиональную подготовку и повышение квалификации судебно-медицинские эксперты БСМЭ проходят в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, РЦСМЭ, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
В зале Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы медико-криминалистических и судебно-химических исследований» (Москва, 2007).
В подведомственных образовательных учреждениях Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 54 вуза имеют кафедры судебной медицины, которыми заведуют 33 профессора и доктора медицинских наук, 21 кандидат медицинских наук.
Система последипломного образования в РФ делится на послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование включает в себя обязательное обучение в интернатуре и необязательное – в клинической ординатуре, аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре. Дополнительное профессиональное образование – это профессиональная переподготовка (специализация) и усовершенствование (повышение квалификации).
Врачи-интерны, клинические ординаторы и аспиранты, а также эксперты-стажеры (врачи иных специальностей), проходящие в установленном порядке соответственно первичную подготовку или переподготовку (специализацию) по специальности «судебно-медицинская экспертиза», участвуют в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по этой специальности.
РЦСМЭ осуществляет координацию прикладных научных исследований для нужд экспертной практики. Результаты научных исследований оформляются в виде медицинских технологий, использование которых разрешается только после получения регистрационных удостоверений, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинские технологии делятся на две группы: новые, т.е. впервые предлагаемые к использованию в медицинской практике (в прошлом они утверждались в форме методических рекомендаций и методических указаний), и усовершенствованные медицинские технологии (в прошлом – пособия для врачей).
Регистрационное удостоверение, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, является документом, подтверждающим факт разрешения к применению медицинской технологии на территории Российской Федерации. Зарегистрированная технология вносится в Реестр медицинских технологий Российской Федерации и, наряду с другими требованиями и условиями, является основанием для получения лицензии на медицинскую деятельность.
К наиболее актуальным направлениям научно-исследовательской работы (далее – НИР) в РФ сегодня относят прежде всего необходимость разработки новых методов судебно-медицинской идентификации личности при ликвидации последствий террористических актов и чрезвычайных событий (авария, катастрофа, стихийное бедствие), повлекших за собой многочисленные человеческие жертвы; идентификации личности при обнаружении посмертно измененных трупов и др.
Участники Всероссийского совещания судебно-медицинских экспертов на экскурсии по городу (Казань, 2006).
Требует разработки широкий круг вопросов экспертизы отравлений наркотиками, прежде всего героином; совершенствование диагностики наркотического и алкогольного опьянения, которые могут быть причинами тяжелых травм, полученных в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях.
С начала 90-х годов прошлого века в составе БСМЭ стали открывать отделы судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС (далее – ОСМО ЧС) и бригады быстрого реагирования (далее – ББР), задачей которых являлось судебно-медицинское обеспечение ликвидации последствий ЧС.
Формирование новых структурных подразделений послужило началом создания в РФ теоретических основ производства судебно-медицинской экспертизы трупа и живых лиц в условиях ЧС с многочисленными человеческими жертвами. ОСМО ЧС и ББР являются структурными подразделениями БСМЭ. Их состав формируется из числа высококвалифицированных специалистов, зачисленных на добровольной основе.
Руководитель ОСМО ЧС назначается приказом начальника БСМЭ и отвечает за состояние готовности и выполнение задач, возложенных на ББР в условиях ЧС. Схема оповещения специалистов обеспечивает прибытие ББР в район ЧС не позднее чем через 6 – 12 часов после получения информации о ЧС.
Руководитель ОСМО ЧС подчиняется начальнику БСМЭ и находится в оперативном подчинении руководителя регионального центра медицины катастроф (далее – ЦМК).
С целью координации и повышения эффективности судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации в РЦСМЭ в 2005 г. был создан ОСМО ЧС с ББР в его составе. Цель создания ОСМО ЧС – организация мероприятий, совместно с федеральным учреждением ЦМК, по судебно-медицинскому обеспечению ликвидации последствий ЧС.
Примером высокоэффективной работы заведующего и сотрудников ОСМО ЧС РЦСМЭ являются совместные действия с сотрудниками ББР БСМЭ Иркутской области при ликвидации последствий авиационной катастрофы в аэропорту г. Иркутска в 2006 г.
Участники Всероссийского совещания судебно-медицинских экспертов в БСМЭ Республики Татарстан (Казань, 2006).
27-28 марта 2007 г. в г. Суздале состоялись региональное учение по отработке взаимодействия специалистов ББР и ЦМК с сотрудниками прокуратуры и МЧС Центрального федерального округа по ликвидации последствий ЧС с многочисленными человеческими жертвами.
На окраине г. Суздаль была произведена имитация места авиационного происшествия (падение самолета) площадью около 10 тыс. кв. м. Вместо трупов на «месте падения самолета» были разбросаны специально изготовленные муляжи. Для имитации пожара был доставлен и подожжен старый микроавтобус. Спасатели МЧС и ЦМК продемонстрировали специальное оборудование при работе по освобождению раненых людей и тел, зажатых частями транспортного средства. Машины скорой медицинской помощи после ликвидации пожара имитировали оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших с места катастрофы.
По результатам учения было принято решение, включающее мероприятия по совершенствованию взаимодействия специалистов ББР и ЦМК с сотрудниками прокуратуры, МЧС и других ведомств в очаге ЧС с многочисленными человеческими жертвами.