Вы здесь

Пётр Андреевич Минаков

Минаков

К 35-летней врачебной, научно-педагогической и общественной деятельности.

Имя проф. П.А. Минакова хорошо знакомо не только в России, но и за границей, как врачам и судебным деятелям, так и широкому кругу интеллигенции, особенно со времени разгрома старейшего в России Московского Университета министром Кассо. Россия по справедливости может гордиться П. А. Минаковым не только как крупным научным деятелем, но и тем, что он произошел из порабощенного народа. Сын крепостного крестьянина Дмитровского уезда Курской губернии, П. А. родился 25 ноября 1865 года в с. Дерюгине. Первоначальное образование получил в г. Дмитрове; благодаря заботам старшего брата, Ник. Андреевича, мог поступить в Курскую гимназию, где в 1886 году получил аттестат зрелости. В том же году был принят в число студентов медицинского факультета Московского Университета. Блестящие способности и редкое трудолюбие быстро выдвинули П. А. из числа студентов, а его студенческие работы: «К вопросу о патологоанатомических изменениях при отправлениии идоформом» и прекрасная работа об "Elephanthüasis'e", удостоенная медицинским факультетом золотой медали, твердо и прочно установили за П. А. реноме дельного, талантливого научного работника. По окончании курса в Университете в 1891 году со степенью лекаря - с отличием, П. А., не колеблясь в выборе специальности, посвятил себя cравнительно молодой науке — судебной медицине — и был избран сверхштатным лаборантом только что отстроенного и еще почти необорудованного Института Судебной Медицины Московского Университета. Благодаря трудам и энергии П. А., Институт быстро развился и стал наравне с западно-европейскими институтами, хотя план постройки был далек от надлежащих потребностей развивающейся молодой дисциплины.

Руководителем Института в то время был идеальный человек и образованнейший судебный медик, покойный профессор И. И. Нейдинг, память о котором с глубокою любовью и уважением сохранилась у всех, кто только имел возможность соприкасаться с ним. От этого учителя и руководителя, при сотрудничестве опытного эксперта Мих. Андреевича Белина, бывшего в то время прозектором Института, П. А. получил те начала и опыт своего знания как судебного эксперта, каким является в настоящее время уважаемый юбиляр.

Усовершенствуясь в своей специальности, П. А. выпустил ряд работ, в 1892 г. «Судебно-медицинское решение вопроса были-ли волосы вырваны или выпали сами собой», в 1893 году: «К казуистике судебно-медицинского исследования волос», а в 1894 году вышла его диссертация: «О волосах в судебно-медицинском отношении», произведшая в то время сенсацию своим исполнением, широтою поставленных вопросов, массою исполненных автором рисунков волос, а защита этой диссертации в торжественном публичном заседании факультета была сплошным триумфом П. А.

Несмотря на то, что диссертация П. А. являлась и до сих пор является одним из ценных руководств для желающих изучить волосы в судебно- медицинском отношении, на вопрос оффициального оппонента, достаточна ли эта работа для судебно-медицинского исследования волос, П. А. скромно ответил, что его работа является только одним из руководств. Выводы и рисунки из диссертации П. А., являющейся уже библиографической редкостью, цитируются в заграничных и русских учебниках по судебной медицине.

В 1895 году П. А. был командирован Университетом для усовершенствования за границу, где пробыл около полутора года, работая в Вене у знаменитого профессора Гофмана и его помощника Габерды, в Париже — у не менее известного профессора Бурарделя и в Берлине — у профессора Ф. Штрасмана; там же была напечатана работа: «Über die Veränderung der Haare durch Hitze ».

В 1896 г., после смерти прозектора Института М. А. Белина, П. А. занял должность прозектора; с этого времени Институт начал обогащаться научными лабораториями, кроме химической, существовавшей с начала открытия Института, как-то: патолого-анатомической, бактериологической, серологической.

Нельзя не отметить особенно продуктивной деятельности П. А. по устройству музея при Институте, который уже в 1902 г., по моему мнению, не уступал лучшим музеям заграничных судебно-медицинских институтов, как, напр., музею проф. Гофмана в Вене, а по количеству и качеству муляжей даже отчасти превосходил их.

В 1897 году после открытия Мельниковым-Разведенковым способа консервирования патолого-анатомических препаратов с сохранением их натурального цвета, П. А., исследуя спектральные свойства крови под влиянием формалина и алкоголя, пришел к открытию нейтрального гематина — факта, очень важного в науке и вызвавшего многочисленные работы по этому вопросу.

К этому времени П. А. Минаков был избран по конкурсу лектором по судебной медицине на Юридическом факультете, где его вступительная лекция при переполненной огромной аудитории произвела большое впечатление и вызвала заслуженное одобрение.С тех пор лекции проф. Минакова неизменно привлекают громадное количество слушателей не только юристов, но и других факультетов, и создали ему огромную популярность. Со времени прозекторства П. А. начал интересоваться антропологией под руководством покойного проф. Д. Н. Анучина, результатом чего из-под пера П. А. вышел ряд работ по антропологии: «Новые данные по исследованию волос из древних могил и мумий» в 1896 г., «Ненормальная волосатость» «О цвете и форме волос из курганов Средней России», «Волосы в антропологическом отношении», «Ногти человеческой руки»» (1900).

В 1900 г. на освободившуюся за выслугою лет проф. И. И. Нейдингом кафедру был избран по конкурсу П. А. Минаков и утвержден в 1901г., с какого времени и началась профессорская деятельность П. А., продолжающаяся до настоящего времени. Лекции по судебной медицине, посещаемые раньше по наряду, стали привлекать такое количество слушателей, какое не всегда могла вмещать большая аудитория Патолого-Анатомического Института. Этот период был лучшим расцветом умственных и духовных сил П. А., подтверждением чего служит вышедшие работы: «Значение антропологии в медицине» (1902 г.), «О поседении волос» (1903 г.), «О суб’эндокординальных экхимозах при смерти от истечения кровью».

Поездками за границу в 1902, 1908, 1909 и 1910 г.г. П. А. расширял свои знания. В 1906 году, с открытием 5 курса на Московских Высших Женских Курсах, П. А. был приглашен туда в качестве преподавателя по судебной медицине, где также начал организовать Институт Судебной Медицины.

В 1909 году П. А. после долгих колебаний занял должность проректора Московского Университета, и это обстоятельство принесло немало тяжелых минут в жизни П. А.

Как известно, в 1911 г., по поводу студенческих волнений была нарушена внутренняя жизнь и автономия Московского Университета. Президиум его в лице ректора А. А. Мануйлова, помощника ректора М. А. Менсбира и проректора П. А. Минакова подали прошение об освобождении их от административных должностей, результатом чего 1 февраля последовал указ об увольнении указанных лиц от должностей профессоров Университета.

Несмотря на сочувствие почти всего интеллигентного общества, ходатайства медицинского и юридического факультетов, П. А. был лишен возможности продолжать свою деятельность в Московском Университете в течение шести лет. И эту утрату связи со своей Аlma mater—Московским Университетом — не легко было переносить П. А.

Всю свою энергию П. А. направил на оборудование и расширение Института Судебн. Медицины при Московск. Высших Женских Курсах.

Благодаря щедрому пожертвованию известного Шахова, удалось построить в 1914—1915 году новое здание Института по последнему слову науки и техники. Кроме Высших Женских Курсов, П. А. вел преподавание судебной медицины на юридических курсах В. А. Полторацкой и с 1912 — 1919 читал курс «Судебной Медицины в связи с антропологией» в Народном Университете имени Шанявского до его закрытия. На этих курсах лекторский талант П. А. Минакова 'был оценен по заслугам.

Научная деятельность П. А., хотя и подавленная рядом тяжелых переживаний, из которых самым тяжелым была потеря сына в начале Германской войны, не прекращалась. Результатом многолетних трудов появилась интересная работа «О черепе ecanthropus erectus Dubois в связи с вопросом о посмереных изменениях костей», «Консервирование и мумификация трупов», и разработка об изменениях черепов у самоубийц.

Литературно-публицистическая деятельность П. А. выразилась в ряде статей по своей специальности в «Русских Ведомостях», в сборнике проф. М. Н. Гернета, в Энциклопедическом Словаре Т-ва Гранат и Русском Антропологическом Журнале, соредактором которого он состоит.

Под руководством и по предложению П. А. Минакова было исполнено не мало диссертаций и научных работ как его учениками и сотрудниками, так и другими врачами, юристами, атропологами и студентами.

Деятельность П. А., как судебного эксперта, настолько известна всем, что об ней излишне говорить. П. А. Минаков, как судебный медик, представляет собой исключительное явление, совмещая в себе все лучшие данные ученого исследователя, научного работника, талантливого лектора. Он со студенческой скамьи наметил путь изучения судебной медицины, не пользовавшейся до сих пор большим престижем и никогда не отходил от нее, что среди судебных медиков большая редкость.

В настоящее время П. А. Минаков состоит заведующим Институтами Судебной Медицины 1-го и 2-го НГУ, профессором правового факультета 1-го МГУ и химико-фармацевтического, факультета 2-го МГУ по кафедре токсикологии, действительным членом Анропологического Научно-Исследовательного Института при 1 МГУ, председателем Антропологического Отдела Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Географии и членом других научных обществ.

Со дня основания Ученого Медицинского Совета при НКЗ проф. П. А. Минаков состоит его деятельным членом.

Судебно-медицинские с'езды экспертов как районные, так и всероссийские не обходились без деятельного участия проф. П. А. Минакова.

Такая продолжительная и напряженная деятельность, несомненно, должна оставить значительный след на организме П. А.; тем не менее, окружающие его нередко удивляются бодрости, энергии, работоспособности, какую обычно проявляет П. А. чуть ли не во всех мелочах своей деятельности, а щепетильность в исполнении своих обязанностей П. А. довел до настоящего культа.

Дорогой Петр Андреевич! Позвольте приветствовать Вас от лица Ваших сотрудников, товарищей, учеников и членов Московского Общества Судебно-Медицинских Экспертов по случаю долголетней славной деятельности на поприще науки и пользу родине и пожелать Вам продолжать еще многие и многие годы Вашу работу среди признательных и благодарных Вам учеников.

Проф. А. Крюков.